5 мая 2022 года женщина обратилась в Государственную пограничную охрану с заявлением о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса. Она попросила убежища в Латвии, потому что не поддерживает режим в России и выступает против войны в Украине.
Женщина – учитель английского языка, почти 20 лет проработала в одной из престижных школ Москвы. Со своими студентами она обсуждала различные темы, в том числе внутреннюю политику России и международные отношения.
После вторжения России в Украину в новой политической ситуации учителя были вынуждены объяснять и поддерживать войну, тем самым искажая понимание детьми гуманитарных ценностей, войны, жертв и агрессии. Для женщины такая позиция неприемлема. Руководство школы знало о ее политической позиции, и видеозаписи уроков, которые она проводила, были подвергнуты проверке.
Женщина также утверждала, что ее муж имел негативный опыт общения с российскими властями и правоохранительными органами, были попытки заставить его и сотрудников его компании голосовать на президентских выборах.
5 марта 2022 года женщина попросила у руководства школы отпуск без сохранения заработной платы и сразу же уехала в Латвию. Уже находясь в Латвии, она получала угрозы от руководства школы с требованием подать заявление об увольнении. Женщина также отправила электронное письмо, в котором сообщила, что подает заявление об отставке по политическим мотивам.
Женщина опасалась, что, открыто выражая свои политические убеждения, в России она столкнется с насилием, физическим и психологическим принуждением, унижениями и угрозами. Также женщина считала, что с ее политическими убеждениями в сложившейся ситуации продолжать работу воспитателем в какой-то другой московской школе будет невозможно.
Однако в августе 2023 года Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) отказало женщине в предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса. УДГМ утверждало, что давление со стороны работодателя или негативное отношение коллег не достигли такого уровня тяжести, чтобы признать это преследованием в контексте дела о предоставлении убежища. Кроме того, женщина оставила работу в школе и, обладая хорошим знанием английского языка, получила возможность работать на другом месте работы, полагает УДГМ.
Она также покинула Россию легально, без ограничений, что, по мнению УДГМ, свидетельствует о том, что на момент ее отъезда российские правоохранительные органы не проявляли к ней интереса.
Не согласившись с решением УДГМ, женщина обратилась в Окружной административный суд, который пришел к выводу, что страх учительницы перед политически мотивированным преследованием в России объективно оправдан.
Суд удовлетворил ходатайство и обязал УДГМ принять решение о предоставлении статуса беженца в Латвии в месячный срок. Решение суда обжалованию не подлежит.