Близость выборов полностью лишает отдельных политиков способности анализировать последствия принимаемых решений. Можно даже сказать, что они зачастую голосуют, находясь в состоянии «предвыборного аффекта».
Как в свое время заметил теперь уже бывший глава МВД Марис Кучинскис, «нам бы вообще запретить депутатам перед выборами принимать фундаментальные решения». Этот вывод он сделал, как раз реагируя на печально известные поправки в Закон об иммиграции, которые с ног на голову перевернули жизнь огромного количества жителей Латвии.
Теперь конституционность этих поправок и проверяют на открытом заседании судьи суда Сатверсме.
Лишение пожизненного статуса
Напомним: еще в начале минувшего года несколько граждан РФ обратились с жалобой в Конституционный суд на принятые Сеймом 22 сентября 2022 года, то есть за неделю до парламентских выборов, изменения в Закон об иммиграции. Эти изменения затронули более 24 тысяч граждан РФ – бывших неграждан или граждан Латвии, – которые десятилетиями проживали в Латвии на основании ПОЖИЗНЕННОГО постоянного вида на жительство.
Согласно принятым изменениям, постоянный вид на жительство (ПНЖ) предполагалось аннулировать, и далее или эти граждане РФ могли претендовать на иной статус – постоянного жителя ЕС (в случае успешной сдачи экзамена по латышскому), или… могли быть (если не смогли успешно сдать экзамен по госязыку или его вообще не сдавали) выдворены из Латвии.
Заявители посчитали, что принятые изменения не соответствуют по меньшей мере трем статьям Сатверсме, а также международному праву – Европейской конвенции по правам человека, хартии Евросоюза об основных свободах и правах и другим международным обязательствам Латвии.
На первом заседании, 9 января, судьи Конституционного суда (КС) сперва заслушали представителей истцов – присяжного адвоката Инесе Никульцеву и юриста Елизавету Кривцову, затем судьи могли задать представителям заявителей интересующие их вопросы, а во второй части заседания позицию (пояснения) Сейма озвучил официальный представитель парламента в данном деле.
Впереди еще несколько заседаний, на которых планируется заслушать экспертов – омбудсмена (государственного правозащитника), представителей латвийских и международных правозащитных организаций, сотрудников Управления гражданства и миграции и МВД, других должностных лиц…
Вердикта суда, видимо, стоит ожидать во второй половине февраля.
Поправки к поправкам и… еще одни поправки
Делать прогнозы относительно приговора суда – дело очень неблагодарное. Особенно в начале рассмотрения жалобы.
Примечательно, что за время от подачи жалобы четырех российских граждан и до момента ее рассмотрения по существу 9 января упомянутые скандальные поправки в Закон об иммиграции дважды менялись – в апреле и сентябре прошлого года!
И как заметила в ходе заседания Е. Кривцова, уже сам факт, что поправки за короткий период дважды исправлялись, не свидетельствует о хорошей законодательной практике. Хотя первоначальная редакция, которую латвийские россияне и оспаривали в суде, уже более не действует, тем не менее представители заявителей справедливо полагают, что ее конституционность, вместе с новыми поправками, тоже следует оценить.
Ведь и после поправок к поправкам основная суть, философия, если хотите, поправок не изменилась: по-прежнему статус ПНЖ аннулируется, и далее, в зависимости от результата сдачи экзамена (экзаменов) по латышскому и выполнению других условий у граждан РФ есть возможность или подать заявку на статус постоянного жителя ЕС, или просить специальный ВНЖ на 2 года, или, при невыполнении условий поправок, быть выдворенным из страны.
Запрет на коллективное выдворение
Сами поправки в Закон об иммиграции уже создают основу для коллективного выдворения, поскольку не предполагают индивидуальной оценки каждого претендента на ПНЖ и ВНЖ, что уже является нарушением хартии ЕС, запрещающей коллективное выдворение.
Да, как подчеркнула Е. Кривцова, Управление гражданства и миграции может оценивать каждый случай индивидуально, но уже на этапе, когда человек потерял право на легальное нахождение в Латвии и стоит вопрос лишь о сроках или выезда, или возможности затянуть (отложить) процесс выдворения.
Адвокат И. Никульцева отметила, что речь не идет о том, должно ли государство гарантировать выдачу ВНЖ или ПНЖ тем иностранцам, которые впервые запрашивают этот статус. Понятно, что таких гарантий, такой обязанности у латвийского государства нет.
В данном конкретном случае, применительно к этой категории граждан РФ, речь идет о том, что этот статус, это право на постоянное проживание, до конца жизни, у этих лиц было, то есть они считались с тем, что обладают соответствующим правом на постоянное жительство. А стало быть, и на конституционные гарантии защиты их личной, семейной жизни.
Да, этого права они могут быть лишены, но на основании других статей Закона об иммиграции – если доказана их нелояльность стране и (или) они создают реальную угрозу ее безопасности. Поправки же и в первой редакции, и в двух последующих увязывают дальнейшее нахождение этих людей в Латвии в зависимости от того, сдали ли они экзамен по латышскому или нет, а также в зависимости от того, выполнили ли они совершенно новые требования по подаче документов на иной статус.
Латышский язык знать нужно, но… не всем?
Адвокат заявителей также обратила внимание на различное отношение к иностранцам, имеющим или, точнее, имевшим ПНЖ. А именно: требование сдать экзамен по латышскому предъявляется только к тем бывшим гражданам или негражданам Латвии, которые получили российское гражданство, причем сделали это после вступления в силу Закона об иммиграции, то есть с 1.05.2003.
Те бывшие граждане Латвии или неграждане, которые успели оформить российское гражданство до этой даты, статус постоянного жителя не теряют и сдавать экзамен им не нужно!
Также языковые требования не предъявляются к тем бывшим латвийским гражданам или негражданам, которые взяли, к примеру, гражданство Белоруссии, Грузии, США…
«А что, этим иностранцам, проживающим постоянно в Латвии, латышский язык знать не нужно?» – риторически спросила И. Никульцева.
Отметим, что рассмотрение жалобы происходит как в раз в тот момент, когда предписание покинуть Латвию получили более 1100 граждан РФ.