Забавно, но на страничке государственного агентства Possessor, которое унаследовало отдельные функции давно ликвидированного Агентства приватизации, по прежнему утверждается, что приватизационные сертификаты не имеют срока годности! Теперь уже имеют — если пакет поправок в законы, которые в четверг рассмотрит Сейм на пленарном заседании, - не претерпит кардинальных изменений.
Без срока давности или?
К слову сказать, против ликвидации сертификатов выступает парламентская оппозиция. Депутаты ссылаются на анализ, сделанный присяжными адвокатами. Юристы в своем документе тоже напоминают: изначально было принято решение, что сертификаты не будут иметь срока годности.
Желание же политиков изменить это решение является нарушением принципа правовой предсказуемости и предлагаемые изменения в законе могут быть обжалованы в Конституционном суде. Адвокаты также предлагают использовать сертификаты для покупки акций госпредприятий, если государством будет принято решение отправить часть акций госпредприятий на биржу.
Нужны деньги, а не фантики
С одной стороны, конечно, в предложении адвокатов есть своя логика: раз уж в свое время государство придумало и ввело сертификаты для участия жителей в приватизации «народного добра» — государственной и муниципальной собственности, то теперь нужно позволить еще неиспользованные сертификаты вложить в акции госпредприятий и тем самым держатели сертификатов станут миноритарными акционерами госпредприятий, которые не были отданы на приватизацию или частично были приватизированы (с сохранением контрольного пакета за государством).
С другой стороны, реальной ценности это, как сказано в законе, «дематериализованная ценная бумага» не имеет, а ведь цель котировки части акций госпредприятий на бирже — это получение реальных финансовых средств для развития предприятия, для развития инновационных технологий и т. п. Позволить использовать для покупки акций сертификаты — это де факто подарить акции. Едва ли государство будет на это готово.
Рискнем предположить, что правящее большинство продавит через Сейм все внесенные правительством поправки и в процессе приватизации будет поставлена жирная точка.
В реальности активный процесс приватизации с использованием сертификатов завершился еще в 2005-м году — принятием соответствующего закона. Примечательно, что сам закон о приватизации был принят в 1995-м году — через три года после того, как реально началась приватизация на основании различных разрозненных нормативных актов.
Хаос и прихватизация
Начальный этап приватизации носил, как в последствии констатировали эксперты, хаотичный характер, сопровождался множеством сомнительных сделок и совершенно справедливо был назван народом «прихватизацией».
Заметим, что до принятия в 1995-м году закона о приватизации, когда были введены приватизационные сертификаты, смена формы собственности проходила или путем выдачи права на долгосрочную аренду, или… покупки государственных и муниципальных активов за конвертируемую валюту (читай — главным образом за американские доллары).
Этот процесс начальной приватизации был крайне неудачным, крайне невыгодным с точки зрения интересов государства. Он сопровождался еще и разграблением бывших советских заводов, фабрик, предприятий, комбинатов и т. п. Значительная часть приватизированных тогда предприятий вскоре все равно приказала долго жить — прежде, правда, все основные средства (например, оборудование, различные конструкции, транспортные средства) были распроданы.
Нельзя сказать, что и после принятия закона, то бишь в 1995-м году, приватизация проводилась блестяще и была эффективной. Сколько удалось таким образом оживить, к примеру, флагманов былой промышленности Латвии или, если хотите, Латвийской ССР? Многие легендарные предприятия были ликвидированы — чего стоит только закрытие ВЭФа или Альфы! Неудачная приватизация 90-ых - это, конечно, одна из причин сегодняшнего низкого уровня производственной промышленности
Но, справедливости ради заметим, что были и объективные причины для банкротства части предприятий советской эпохи. Устаревшее оборудование, отсутствие сырья и цепочек реализации из-за развала Союза, отсутствие рынков сбыта не очень конкурентноспособной в Европе продукции…
Впрочем, если бы тогдашние директора были бы более умелыми и толковыми, то можно было бы хотя бы предприятия выгодно продать инвесторам.
Благая цель и реальность
Но вернемся собственно к уникальному инструменту образца 90-ых годов — приватизационным сертификатам. Чисто теоретически цель создания сертификатов была весьма благородной и разумной: дать возможность всем жителям Латвии принять участие в честном распределении общего блага, которое осталось в стране после развала СССР и перехода от плановой экономики к рыночной.
Предполагалось, что жители страны будут активно при помощи сертификатов приобретать акции приватизируемого государственного и муниципального имущества. Также были введены и так называемые имущественные приватизационные сертификаты, которые получали бывшие собственники денационализированного имущества, если они не могли это имущество вернуть.
Но в реальности приватизационные сертификаты сыграли лишь одну позитивную роль — они позволили латвийцам приобрести в свою собственность те, условно говоря, «хрущевки» и «брежневки», которые получались в советское время на основании бессрочного договора аренды, ведь частной собственности на жилье в СССР не существовало.
Да, а еще тысячам жителей страны, оказавшимся в середине-конце 90-ых нищими, сертификаты позволили… не умереть с голода, поскольку их многие просто из-за отчаянного материального положения продали, говоря советским языком, спекулянтам. Да, стоит напомнить, что закон позволял (и позволяет!) сертификаты продавать и перепродавать. Многие предприниматели в свое время на этом сделали свой первоначальный капитал. «Я поднялся на сертификатах», - как любят вспоминать отдельные дельцы из 90-ых.
Ну очень посредственно!
Процесс приватизации, начавшийся в 1994-м году, позволил государству получить доходов от приватизации объектов госсобственности на 2,69 миллиардов евро. Из них «живыми» деньгами — 740 миллионов евро. Это, прямо скажем, очень, очень мало!
Если выставить оценку процессу приватизации по десятибальной школе, то больше четверки, то есть посредственно, поставить просто нельзя! Большинство населения никакого блага от этой приватизации не получило.