Среди граждан уже звучат различные опасения и тревоги по поводу того, насколько успешным будет внедрение этой системы сортировки. В редакцию LA.LV поступило сообщение от обеспокоенной женщины из Риги. Эльза считает, что горожане не готовы к такому раскладу.
«Я живу в Видземском предместье. Коричневый контейнер для органических отходов стоит у меня дома с прошлого лета. У нас во дворе стоят различные сортировочные контейнеры – для стекла, бумаги и картона, пластика и т. д. Когда добавили коричневый контейнер, я тоже начала сортировать — кожуру фруктов и овощей складывала отдельно, чтобы сложить в предназначенный для них контейнер», — рассказывает Эльза.
Однако энтузиазм рижанки быстро угас, когда она заметила, что окружающие ее люди не уважают систему и выбрасывают мусор куда попало: «Наш дом находится недалеко от улицы, поэтому прохожие часто пользуются контейнерами, даже не задумываясь для чего они нужны. Я замечаю, что в коричневом контейнере для мусора регулярно появляются банки из-под выпитых напитков, стаканы, пакеты с бытовым мусором. В результате мои усилия и работа по раскладыванию всего этого дома улетучиваются. Удовлетворения нет».
Она считает, что внедрять такую систему пока рано, поскольку общество к ней не готово: «Если будет свободный доступ к нашему двору, я не понимаю, за что мы в итоге платим деньги? Кроме того, вывоз мусора постоянно дорожает, цены за последние 3 года только выросли. Теперь нам еще придется платить за то, что другие люди не умеют сортировать. Так какой же смысл вообще от этого разделения биологических отходов?»
Эльза когда-то жила некоторое время в Германии, в Берлине, где, помимо прочего, обращала внимание на отношение общественности к таким и подобным вопросам. Теперь ей есть с чем сравнивать и понятно, к чему нам в Латвии следует стремиться.
«На заднем дворе дома в Берлине стояло около 10 сортировочных контейнеров. Не дай Бог, если сосед бросит что-то в неправильный! Другие тут же упрекают через окно, выходят во двор и объясняют. Туда также не могли попасть посторонние. Аналогично с использованием телефона во время вождения. Даже тогда, если кто-то замечал на улице другого человека, разговаривающего по телефону, он сигналил, стучал в окно, просил прекратить это делать. Это общество Западной Европы, где люди ведут себя более ответственно, заботятся друг о друге. Мы же, видимо, кучка дикарей, из которых кто-то пытается сделать интеллектуалов. Начинать надо с образования – в детском саду, школе, семье».
Эльза говорит, что еще подумает, стоит ли продолжать сортировать органические отходы. «Не вижу смысла! Продолжаю усердно сортировать пластик, бумагу, стекло, но не знаю, буду ли снова сортировать биологические отходы... Опять разочарование... Какое-то время не сортировала кожуру, потом решила, ну, попробую еще раз! Когда я после приготовления обеда складывала отсортированные картофельные очистки в коричневый контейнер для мусора, вид сейчас - зимой - был такой же, как и прошлым летом – полный контейнер полиэтиленовых пакетов и всяких банок вместе с кожурой... Скажите, почему я должна сортировать, тратя свое время и силы?!»
Однако Эльза добавила, что очень надеется, что сограждане со временем поймут, насколько важно сортировать и выбрасывать мусор там, где указано, а не так, как это происходит у нас.