Три основные причины
Недавно на просторах интернета появилась информация от неких «компетентных источников», которые сообщают, что существуют три основные причины проблем с новыми поездами.
Во-первых, установленные в поездах электрические системы якобы не соответствуют латвийским стандартам.
Во-вторых, Pasažieru vilciens не хочет обучать своих работников обслуживанию поездов.
В-третьих, отсутствие теплых железнодорожных депо, где ремонт может проводиться в холодное время года.
Аноним утверждает, что Эстония, прежде чем заказывать новые электропоезда, реконструировала системы на всех линиях электропоездов по стандартам ЕС. Латвия же сохранила старые системы советской эпохи и, следовательно, советский стандарт электроснабжения. Во время заказа новых поездов это само по себе не было бы проблемой. Однако это обязательно нужно было указать в технических характеристиках, чего сделано не было. Указание того, что у нас другие стандарты электроснабжения, а не стандарты ЕС, не сделало бы проект более дорогим.
Следующая проблема – согласно договору между производителем и заказчиком в стоимость входит также обучение сотрудников заказчика обслуживанию поездов, но латвийская сторона по неизвестным причинам проигнорировала это обстоятельство.
Наконец, новые поезда были заказаны, но об их ремонте никто не думал. Оказывается, на морозе невозможно производить ремонт современных поездов. Это можно сделать только в отапливаемом депо, а АО Pasažieru vilciens до сих пор такого не имеет.
Все равно все откроется
Если поверить вышеуказанному источнику, то перед нами предстает яркая картина жесточайшего головотяпства латвийских должностных лиц. Ну вообще ничего не понимают в железнодорожном транспорте! Но настораживает инкогнито разоблачителя. Неужели нравы в латвийском железнодорожном хозяйстве столь суровы, что любое указание на тот или иной дефект заканчивается жестокой расправой над заявителем? Как в таких условиях вообще по рельсам у нас хоть что-то передвигается?
Сомнительно также, что о столь серьезных технических нестыковках знает только один особо посвященный человек. Об этом должны быть в курсе сотни людей, а значит, утечки информации должны были быть куда более обширными.
Наконец, зачем врать ответственным лицам, которые наличие проблем несоответствия технических параметров отрицают? Все равно ведь все откроется. Так, руководство Latvijas dzelzceļš (LDz) уверено, что латвийская железнодорожная инфраструктура соответствует стандарту поездов чешской компании Škoda Vagonka и положениям технического задания на их закупку. Пути, расстояние от платформ до поезда, параметры воздушной контактной линии, а также ее напряжение – все у нас в рамках стандартов чешских электричек.
Непредсказуемые инциденты
LDz указывает на следующее: эксплуатация новых электропоездов приводит к многочисленным, разрозненным и непредсказуемым инцидентам, связанным с техническими неполадками нового подвижного состава. По данным LDz, около 69% задержек или отмененных рейсов были связаны именно с поломкой подвижного состава Pasažieru vilciens, а около 20% – с проблемами инфраструктуры LDz или другими причинами, связанными с деятельностью LDz. Еще 11% поездок были задержаны по сторонним причинам, таким как аварии на путях, дорожные происшествия на переездах и другие причины.
То есть в своем заявлении LDz фактически признает, что виновато в части отмененных рейсов, которая произошла из-за проблем с инфраструктурой LDz. Шила в мешке не утаишь. Зачем врать, если все легко проверяется?
Государственная техническая инспекция железной дороги тоже отрицает, что имело место несоответствие спецификаций. «В случае с электропоездами Škoda были получены все подтверждающие документальные доказательства того, что производитель и органы оценки соответствия выполнили все нормативные обязательства», – заявили в инспекции.
Кто ответит за бардак?
Кстати, в версии несоответствия спецификаций сомневается и бывший министр сообщения Анрийс Матисс. По его мнению, железнодорожники слишком много внимания уделили самим поездам, но оставили в стороне инфраструктуру. Те же перроны, например. Деньги на них дали давным-давно, а переделывать их стали только в прошлом году.
По мнению Матисса, отвечать за бардак должен бывший министр сообщения Талис Линкайтс. Он был министром с начала 2020 года по конец 2022-го и много фотографировался на фоне новых электричек. Но ничего не сделал для того, чтобы они катались столь же красиво, как выглядел министр на этих фотографиях.
Бестолковая система?
Так что же происходит с электричками, почему они не едут? На наш взгляд, здесь все одновременно сложилось не в нашу пользу. Брак чешских производителей наложился на безалаберность латвийских должностных лиц, не удосужившихся выполнить домашнее задание, подготовив рельсы, провода и перроны к новому подвижному составу.
Плюс, конечно, экстремальная погода в январе – снежные заносы, холода, обледенение.
Если это кого-то утешит, то на железной дороге бывали проколы куда более вопиющие. Но не в нашем районе. Так, несколько лет назад французская государственная железнодорожная компания SNCF и оператор железнодорожной сети RFF купили на 15 млрд евро у компаний Alstom и Bombardier 341 пассажирский поезд (более 2000 вагонов).
Поезда встали на рельсы, как вдруг выяснилось, что они оказались слишком широкими для платформ железнодорожных станций в регионах Франции – на 20 см шире, чем того требуют перроны на многих станциях! Вот это прокол!
На переделку 1300 платформ, которые не были рассчитаны на габариты новых вагонов, потребовалось много миллионов. Французский министр транспорта Фредерик Кювилье назвал ситуацию трагикомической, а железнодорожную систему страны «бестолковой». По его словам, подобное происходит, когда железнодорожная компания отделена от компании, эксплуатирующей железнодорожные пути. Эти функции были разделены между SNCF и RFF несколько лет назад по требованию законодательства Евросоюза.
Кстати, в Латвии ведь та же история – за железнодорожную структуру у нас отвечает LDz, а за перевозку пассажиров в вагонах – Pasažieru vilciens. И в том, что хотя бы часть неприятностей с электричками состоит именно в несогласованности действий двух организаций, сомневаться не приходится.