Должны были улучшиться дороги, инвесторы, в том числе и зарубежные, должны были изо всех сил рвануть в латвийскую глубинку, создавая бизнес-центры, промышленные центры… Картину авторы «реформы» рисовали такую, что аж дух захватывал. Были, правда, и те политики, у которых если и захватывало дух, так только от негодования по поводу очередного реформирования краев и волостей.
Так или иначе, но очередная реформа, которую не остановила даже ковидная пандемия, завершилась новой «нарезкой» регионов или, если хотите, оптимизацией – вместо 119 самоуправлений осталось 42.
Вместо рая – кризис за кризисом
Но чуда не произошло: обещанный рай не наступил и, разумеется, не мог наступить. Для этого нужны предпосылки – экономические, финансовые, демографические в конце концов.
Хуже того: после «реформы» многие муниципалитеты стали откровенно хиреть. Причем с каждым годом все сильнее и сильнее. В стране не объявлен экономический кризис, однако в этом году проблемы с составлением бюджета, то есть с тем, чтобы свести концы с концами, возникли у подавляющего большинства самоуправлений! Резекне оказался на грани банкротства, к тому же муниципалитет «охватил» политический кризис. Чуть было не пошли ко дну Талси – чтобы сбалансировать бюджет-2024, местным властям пришлось пойти на жесткие меры экономии, включая сокращения и урезания зарплат. Понятно, что такие «подарки» жителям приведут к очередному оттоку людей из Талси и окрестностей.
На днях стало известно, что думы Прейли и Ливаны решили экономить за счет доплат работникам и воспитателям детских садов.
«Отпустите» Бабите на свободу
В тот момент, когда этот материал готовился к печати, комиссия Сейма по госуправлению и делам самоуправлений рассматривала народную инициативу об отделении… Бабите от Марупе. Жители Бабите на встрече с депутатами Сейма откровенно заявили, что никакой пользы от административно-территориальной реформы не ощутили. Точнее – ощутили только вред! Так, жители Бабите должны теперь своими налогами оплачивать долги, которые накопились у Марупе. Дороги не улучшились, а денег у самоуправления стало еще меньше…
Судя по всему, это тоже была такая негласная цель реформы – путем слияния «богатых» самоуправлений с бедными заставить жителей «богатых» краев и волостей заплатить по счетам «бедных» самоуправлений.
Рига всех не накормит…
Примечательно, что Рижская дума с каждым годом все больше средств платит в так называемый фонд выравнивания – то есть на финансирование бедных регионов. А бедными у нас считаются 90% всех самоуправлений. Это означает, что Рига, Рижский регион, Вентспилс и Юрмала финансируют все остальные города и края.
Только в этом году Рига перечислит в фонд выравнивания более 110 миллионов евро! Этих денег с лихвой бы хватило на то, чтобы отремонтировать все столичные дороги и улицы.
Министр финансов обещает реформу фонда выравнивания. Но маловероятно, что в результате этой реформы рижане будут платить в фонд выравнивания меньше.
Денег все меньше
В чем же причина острой нехватки средств у самоуправлений? Назовем пять основных.
Первая причина – если еще лет 10 назад самоуправлениям перечислялось 82% поступлений в виде подоходного налога жителей этого самоуправления, то уже при первом правительстве Кариньша эта пропорция уменьшилась до 80 процентов. Сейчас же самоуправлениям отчисляется 75% поступлений от подоходного налога с населения! Общее уменьшение финансирования самоуправлений составило 130 миллионов евро! Для регионов это огромные средства!
Вторая причина – расходы, которые должны нести местные власти, только возросли. Это и обязательное создание в каждом самоуправлении муниципальной полиции, это и расходы на питание в школах и детских садах, это и финансирование педагогов и технического персонала детских садов…
Третья причина – демографический кризис и эмиграция (как внутренняя, так и внешняя) делают свое дело: в самоуправлениях уменьшается число жителей. Этому способствуют и закрытие школ и детских садов, ухудшение условий проживания в провинции (проблемы с дорогами, с региональными автобусами и т. п.).
Четвертая причина – никаких условий для привлечения инвестиций не создано. Да и какой интерес у инвесторов вкладывать средства в провинцию, если нет ни квалифицированных рабочих, ни дорог, ни жилья…
Пятая причина – сама административно-территориальная реформа была поспешной, непродуманной, не учитывала специфику и местные проблемы того или иного края, города, волости.
Без света в конце тоннеля
Местные власти сейчас, по традиции, апеллируют к государству – мол, надо больше средств из госбюджета выделять, а то мы уже за счет кредитов не в состоянии выжить, да и кредиты, как известно, отдавать нужно, да еще и с процентами. Но ясно, что никаких дополнительных финансовых ресурсов у государства нет, особенно с учетом расходов на оборону, медицину и образование.
Понятно, что местные власти очень надеются на следующий год – ведь в 2025-м выборы в самоуправления, и правящие политики захотят показать свою любовь к провинции… Однако возможностей для маневра у правительства нет: подоходный налог с населения точно повышать власти не будут, если же увеличить отчисления в бюджеты самоуправлений, то, значит, денег на госфункции просто не хватит.
В общем, провинцию ждут еще более тяжелые времена, перспективы тоже печальные: закрытие школ, сокращение рейсов общественного транспорта, отток работоспособного населения. Ну, за «реформу»!