Раскрыв пухлый конверт, я сначала увидел оригинал на литовском, затем уважительный перевод на госязык Латвии. И вспомнил, как, обгоняя неспешную фуру неподалеку от какого-то жемайтийского поселка, внезапно увидел несущийся по встречке мотоцикл. Тут уже мне пришлось выдавить максимум – как раз перед радаром...
36 миллионов доходов
В Латвии штрафы бывают самые разные – согласно данным недавней ревизии Государственного контроля, в стране их имеют право применять аж 27 институтов государственного управления. Закон об административной ответственности вступил в силу 1 июля 2020 года – очень серьезный нормативный акт о 295 статьях, расписывающих весь процесс, как мы любим.
К этому следует добавить четыре десятка самоуправлений, из коих не каждое покамест обзавелось собственной муниципальной полицией, но – идут к этому, согласно закону. В тех же административно-территориальных образованиях, где имеются свои стражи порядка, порой креативно блокируют колеса ярким и довольно дорогим механизмом. К счастью, пока что эвакуация авто нарушителей не получила распространения. Наконец, активно штрафуют нас владельцы территорий под частные паркинги, образовавшиеся как-то внезапно в изобилии около торговых заведений.
Так или иначе, государственные ревизоры подсчитали, что только бюджетные органы штрафуют латвийцев за год на 36 000 000 евро. Подавляющее большинство штрафов – 90% – касаются как раз нарушений в сфере дорожного движения и подотчетны Государственной полиции. Причем во весь этот процесс вовлечено 1570 сотрудников разного уровня. Как полагает Кристине Яунземе, директор второго ревизионного департамента Государственного контроля, централизация функции исполнения административных денежных штрафов привела бы сокращению «штрафного» личного состава до 73 человек, трудящихся на полную ставку. Но, с другой стороны, чем бы тогда стали заниматься остальные сотрудники, в чем еще состоят их навыки, если, согласно Госконтролю, для 98% из них штрафы – единственный род занятий?
Пандемия коронавируса вызвала существенное сокращение мобильности населения Латвии. Так как люди стали меньше ездить, то и поток штрафов уменьшился, например, с 507 523 квитанций, выписанных за нарушения на дорогах в 2019 году, до 457 933 в 2022 году. С другой стороны, целый ряд профессий потерял во время ковида привычные источники дохода, потому упала и добровольная уплата штрафа (в течение месяца) – с 79 до 70% соответственно. Количество же штрафов, переданных к принудительному взысканию, увеличилось с 6% в 2019 году до 12% в 2021 году. Можно предположить, что в прошлом году оно также не упало менее 10%. 10 из 27 госучреждений, ответственных за штрафы, утверждают, что возросло рабочее время по взысканию. У государственной полиции – так и вовсе пятикратно.
Хотя вроде бы со штрафами за путевые правонарушения у государства дело поставлено довольно удобно: автолюбитель либо профессионал попросту не сможет пройти ежегодный технический осмотр машины с обязательной наклейкой, если не уплатит накопившиеся к тому времени штрафы. Многие так и делают – ждут очередного «судного дня», а потом вносят все чохом.
Стоп-сигнал на границе
Еще с неуплаченными штрафами нельзя: зарегистрировать транспортное средство, получить водительское удостоверение и даже покинуть Латвию. Причем не только на автомобиле. В этом плане у меня был занятный случай – в аэропорту «Рига», прилетев из одной не входящей в Шенгенскую зону страны, я, соответственно, пересекал государственную границу. Предъявил паспорт робежсаргу и услышал: «У вас не уплачен штраф». Но почему же тогда выпустили нарушителя из Латвии? Ларчик просто открывался: именно за время моего отсутствия на родине прошли те самые сакраментальные 30 дней добровольного исполнения наказания. И я попал в «черный список».
Так что будьте бдительны – если вы накосячили с дорожными штрафами, а потом решили полететь на отдых, предположим, в Турцию, то стоп-сигнал может сработать в самый неподходящий момент. То есть когда посадка на чартерный рейс уже заканчивается, а дрожащими руками никак не получается оплатить эту злосчастную квитанцию.
При этом с недавнего времени действует принцип «одно нарушение – один штраф». То есть если вы во время обгона не только превысили скорость, но еще и пересекли двойную сплошную линию, то зафиксировавшая это видеокамера может облегчить карман на сумму, сопоставимую с месячной зарплатой.
Необычным «иммунитетом» пользуются в Латвии водители транспортных средств из «третьих» государств. Кроме уже ставших запретными российских машин, на которые приходилось немало неоплаченных штрафов, остались зарегистрированные в Беларуси и в Великобритании. Праворульные союзники по НАТО не входят в Евросоюз, и потому вариант, как с моим «письмом счастья» из Литвы, не пройдет. Вот же укрылись за брекситом!
Востребован QR-код
По несчастливому стечению обстоятельств, «криворукими» являются в Латвии все – и государство, и те, кого оно наказывает. С одной стороны, ежегодно около 40 тысяч штрафов, уплаченных в очной форме, приходится обрабатывать вручную – задерживается автоматизация. Что касается оплаты через интернет, то порой наказанные уверены, что рассчитались, но при этом либо невнимательно ввели длинный номер счета получателя, либо ошиблись с номером протокола, на основании коего проводят платеж. Во всех этих случаях штраф продолжает считаться неоплаченным. Но латвийские госучреждения также не могут быстро передать эти деньги на взыскание присяжными судебными исполнителями, ибо задерживается обмен данными с таковыми.
Поэтому до 1 февраля 2026 года Госконтроль рекомендует «отказаться от видов уплаты денежного штрафа, которые связаны с собственноручным проведением платежа». Как это будет осуществлено на практике, пока неясно, но при этом надо бы «найти решение, способствующее добровольному взносу денежного штрафа», и одновременно «автоматизировать администрирование исполнения денежного штрафа». Наряду с требованием централизации контроля, скорее всего, мы придем к тому, что штраф будет генерироваться в виде QR-кода, при считывании которого отобразятся все данные. О емкости подобных решений мы помним по все тому же COVID-19 – в тех закорючках про нас было все написано...
Соответственно, можно было прилагать и штрих-код для оплаты – например, через терминалы в магазинах, которые уже сейчас осуществляют коммунальные платежи.
Ну а государственный секретарь МВД Латвии Дмитрий Трофимов пообещал высвободившихся стражей порядка направить на борьбу с преступностью.