Хоть что-то
Конечно, под этой инструкцией, написанной Министерством внутренних дел и Государственной пожарно-спасательной службой, не спрячешься, но у нас теперь есть хотя бы руководство к действию. Согласно этому документу, переделать под убежище можно подвал почти любого дома. Но, конечно, понадобятся средства и желание.
Методичка предусматривает, что укрытия могут создаваться в подвалах или подземных этажах различных сооружений, например, в подвалах жилых домов, в подземных паркингах.
В рекомендациях указано, что наиболее подходящими зданиями для укрытий являются те, которые построены из железобетона, блоков или кирпича, однако следует учитывать, что железобетонные конструкции значительно теряют свою прочность в случаях пожаров высокой интенсивности. Убежища должны располагаться близко к жилым домам, чтобы люди попадали в убежище как можно скорее с момента получения известия об опасности.
При выборе помещений для установки укрытия рекомендуется, чтобы в конструкциях наружных стен не было больших проемов. В случае возникновения угрозы все проемы должны быть закрыты плотными материалами, мешками, заполненными песком или другими сыпучими материалами, бетонными блоками.
Помещение приюта должно иметь ровный пол, пригодный для установки мест для сидения и отдыха.
Меньше метра на человека
Рекомендуется рассчитать человеческую вместимость приюта, предусмотрев 0,75 квадратных метра на человека. При определении людской вместимости убежища следует учитывать только те помещения, где будут располагаться люди, но никак не вспомогательные – например, помещение для электрогенератора или склады. Помещения должны быть в первую очередь предназначены для краткосрочного пребывания, включая, насколько это возможно, обеспечение потребностей в более длительном пребывании до 72 часов.
Согласно инструкции, в убежище должно быть не менее двух выходов. В том случае, если в помещении только одна дверь, то другая – запасной выход – может быть устроена с помощью, например, туннельного прохода, окон или люков. Для приютов вместимостью до 20 человек могут быть приспособлены помещения с одним входом и выходом.
Если для выхода из укрытия установлен аварийный тоннельный переход, выход из него создается с внешней стороны укрытия и должен быть удален от здания так, чтобы выход не был перекрыт завалами обрушившихся зданий, на безопасном расстоянии – половина высоты здания плюс три метра, высота выхода над землей – 1,2 метра. Высота помещения укрытия должна быть не менее 1,8 метра, а лучше 2,5 метра.
В инструкции от МВД есть много других технических подробностей относительно организации убежищ, не будем их все здесь приводить. Неспециалисту, однако, из вышеуказанного понятно, что убежища можно сделать из большинства подвалов многоэтажных домов. В Украине, кстати, так и поступили. Причем в некоторых местах подвалы переделали в бункеры еще до вторжения РФ.
Все пропало?
Что касается разговоров о войне, то заметим, что в Латвии образовалась группа политиков, журналистов и прочих граждан, которые интенсивно начали пугать население якобы неизбежностью предстоящих боевых действий на территории страны. Из чего происходит их убежденность, не совсем понятно.
Многие из тех, кто в теме, наоборот, уверены, что Латвии ничего не грозит, по крайней мере пока в РФ сохраняется нынешний режим. Что будет после него – кто его знает, тут ничего невозможно пока предсказать.
Но если уверенные в неминуемом нападении товарищи полагают, что для Кремля ведение боевых действий – это что-то вроде интересного вида спорта, то неужели Москва не может вокруг себя найти спарринг-партнера послабее, чем Североатлантический военно-политический альянс?
Один слегка неуравновешенный латвийский певец недавно написал в одной истеричной социальной сети полный отчаяния пост, выдержанный в духе: «Все пропало, НАТО нам не поможет». Откуда сия конфиденциальная информация, эстрадный исполнитель не уточнил, вероятно, додумался сам на основе других столь же панических постов, которыми полнится Сеть.
Однако если отбросить эмоции и посмотреть лишь на факты, то выяснится, что НАТО уже помогает. А именно: в стране имеется военный контингент ряда стран альянса, есть системы ПВО средней дальности, есть натовская авиация и так далее. Все это, конечно, в скромных размерах, но эти силы можно быстро нарастить.
Кроме того, для нападения стране-агрессору понадобится концентрировать людей и вооружения, что при уровне современной разведки не останется не замеченным. США, например, за несколько недель до вторжения РФ в Украину назвали почти точную дату наступления. Пока идет концентрация, которая займет месяцы, есть время укрепить оборону. Киев этого не делал, так как верил во что-то другое. Сейчас такой веры уже не будет.
Бог им судья
Заметим также, что Украина не только не член НАТО, она не входит и в Евросоюз, но для отражения нападения получила огромную помощь – и от альянса, и от ЕС. Киеву перечислены многие миллиарды евро и долларов, его солдаты проходили обучение в странах НАТО. В Украину отправлены вооружения, которых у страны никогда не было, боеприпасы и многое-многое другое.
Ну а Латвии, стране НАТО и ЕС, конечно же никто никак помогать не будет. Ну не любят нас в НАТО, хоть тресни! Где логика в таких рассуждениях, не совсем понятно. Ясно только, что артистам сцены лучше заняться своим прямым делом – петь песни, а политику оставить тем, кто в ней разбирается. Впрочем, и отдельные политики тоже любят иногда постращать население, вылавливая для себя в этой тревоге крупицы рейтинга. Бог судья этим людям.
Надеемся, не дойдет
Все вышесказанное, однако, вовсе не значит, что страна не должна укреплять оборону. Должна. Нужны и бомбоубежища, пусть мы и надеемся, что никогда ими не воспользуемся.
В том, что касается обороны, всегда так было. Лучше перебдеть, как говорится. В годы холодной войны стороны тоже противоборствовали, причем тогда – по всему миру. Но до прямого столкновения не дошло. Не дойдет и в этот раз. Будем в это верить.