"Я не знаю, какие были возражения или согласования", — констатировал глава Комиссии по гражданству, миграции и сплочению общества Гунарс Кутрис (Союз зеленых и крестьян). Для разъяснений в Сейм призвали силовиков.
Каспарс Аболиньш, зам государственного секретаря МВД, сообщил, что документ вот–вот закончат переводить на латышский язык. "Политически актуальные и чувствительные" миграционные проблемы старались вместить в единый пакет с 2016 года, когда ЕС потряс кризис с нелегалами.
"Это комплексный вопрос, одним пактом мы все вызовы не устраним", — признал господин Аболиньш. Миграцию, по его словам, надо останавливать превентивно, пока она не достигла Евросоюза. К. Аболиньш упомянул также "гибридное нападение" на Латвию со стороны Белоруссии, противостоять коему страна смогла при помощи европейской пограничной системы FRONTEX.
Сама Латвия "получила бонус" в виде полутора десятков штатных переводчиков с редких языков, которыми она может поделиться с Евросоюзом.
Так или иначе, в рамках ЕС создается единое Агентство по убежищу, которое будет предоставлять право остаться в его странах сообразно единым критериям. Закон об убежище, действующий ныне в Латвии, станет из–за этого "хаотическим", и придется написать новый. Сроки до окончания нынешнего Сейма — к лету 2026 года.
Особенностью нынешней миграции господин Аболиньш назвал ее сходство с… шопингом:
— Люди стараются путешествовать из одного государства ЕС в другое, чтобы найти наиболее благоприятный для себя режим.
В Латвии сейчас многие претенденты на убежище получают т. н. альтернативный статус, после чего продолжают судиться с государством. Заместитель госсекретаря МВД предложил увеличить пакет предоставляемых "альтернативщикам" услуг, фактически уравняв их с беженцами — чтобы не было мотивации к тяжбам.
Депутаты Сейма, между тем, невысоко оценили способности МВД даже определить национальность прибывающих в ЛР нелегалов, для чего тратят по нескольку месяцев. И вообще, уровень солидарности с Евросоюзом на комиссии Сейма был явлен весьма невысокий. По крайней мере в том значении принципа, по которому первой стране ЕС, куда прибыл иммигрант, и надо его принимать.
"Я как налогоплательщик был бы заинтересован, чтобы они по возможности быстрей попали в Польшу, Германию или не знаю куда. Чтобы нам не нужно было о них заботиться и за них отвечать", — высказался депутат Ингмарс Лидака ("Объединенный список"). По его словам, экономические мигранты используют Латвию как транзитное государство, "что нас не затрудняет никоим образом".
— Принцип солидарности — абсолютное нарушение прав человека, ибо этот принцип солидарности не дает бедняге беженцу обосноваться там, где он того хочет, — заявил И. Лидака.
Так что вполне вероятно, что Сейму предстоят весьма горячие миграционные дебаты: все–таки Шенгенская зона есть дорога с двусторонним движением, и если Латвия хочет без виз путешествовать по Европе, ей придется выполнять общие нормы, пусть даже скрипя зубами.
У Управления по делам гражданства и миграции будет много новой работы.