Воспитание под крылом Национальных вооруженных сил
Это я все к тому, что обязательный предмет – обучение обороне государства, или в латышской аббревиатуре VAM, не какой-то ужас-ужас. Да, придется из-за этого ужаться каким-то иным дисциплинам – но, так или иначе, в 2023/2024 учебном году VAM осуществляется уже в 182 школах (9544 учащихся), а в следующем году станет в 319 (19 000). Наряду с яунсаргами, участниками молодежной военно-патриотической организации, количество обученных начальным навыкам службы через пару лет должно составлять 36 544 человека, для чего государство выделит 266 инструкторов.
Кроме того, в Латвии уже не первый год работает профессиональное учебное заведение – школа имени Калпака, своеобразный военный интернат, по окончании коего уже совершеннолетние подростки получают вместе с аттестатом о среднем образовании квалификацию инструктора Национальных вооруженных сил.
Как рассказал депутатам Сейма полковник Айвис Мирбахс, начальник Центра яунсардзе, программа VAM рассчитана на 112 часов. Ее цель – «создать активного, мобильного и дееспособного члена общества, который хочет и может защищать себя, близких людей и Латвию в случае кризиса».
«Задачи:
- развивать основанную на гражданских ценностях и на гражданском сознании принадлежащую Латвии личность;
- развивать и создавать понимание о навыках обороны государства;
- постоянно совершенствовать свою физическую подготовку (в т.ч. выполняя специфические военные упражнения);
- совершенствовать знания и навыки, дающие возможность продолжения образования и создания карьеры в государственной обороне;
- содействовать интересу школьников к службе в Национальных вооруженных силах, многообразию военных специальностей».
В принципе, тут я с властями согласен. Вслед за Пастернаком, пожелавшим 93 года тому назад:
«Хотеть, в отличье от хлыща
В его существованьи кратком,
Труда со всеми сообща
И заодно с правопорядком».
Ибо, если предлагается государственное единение без этнического размежевания, то это уже шаг вперед.
Летний лагерь патриотизма
Начинать планируется с 10-го класса – 56 учебных часов в году, в 11-м классе то же количество. Вроде бы некритично – но вот вам бонус, июльско-августовский лагерь в объеме ни много ни мало 23 дней.
Здесь необходимо отметить, что, конечно, для многих подростков такая длительная разлука с семьей будет немалым психологическим испытанием. Однако если посмотреть с другой стороны – ныне существующие спортивные лагеря на срок в 2-3 раза меньший обходятся родительскому бюджету в несколько сот евро. Здесь же фактически предлагается опция отдыха от своего чада, под присмотром бдительного отца-командира, да еще с получением услуги ориентировочной рыночной стоимостью не менее тысячи евро.
Вообразите, для сравнения, что вы хотели бы поехать куда-нибудь по Латвии, взяв в аренду палатку и все необходимое, и притом питание, на три недели?
В профессиональных учебных заведениях так вообще, на 3-4-м курсе предполагается проводить реальную практику в частях НВС. После такого 960-часового курса учащиеся колледжей и техникумов сделаются солдатами-резервистами. То есть им не нужно будет проходить 11-месячную обязательную службу обороны государства.
Не сотрудничай с врагом!
Военное образование – прежде всего практические навыки строя, стрельбы (для школьников – из пневматического оружия), обучение матчасти состоящей на вооружении НВС автоматической винтовки Heckler & Koch G36), связи и кибербезопасности, топографии и ориентирования. Научат молодежь и преодолению препятствий, и международным конвенциям в военной области.
Показанные депутатам Комиссии Сейма по образованию, науке и культуре учебные модули VAM включали в себя, кроме того, изучение «гражданского соучастия в защите свободы и демократии». Ребятам предлагается ответить на вопрос про «моих патриотов Латвии – персон, которыми горжусь». И, разумеется, надо уметь ответить на вопросы о создании Латвийской Республики и Войне за независимость (1918–1920). В ходе обучения «устойчивости и управлению в кризисных ситуациях» подростки получат знания о системе обороны государства и госбезопасности.
Вот какие тезисы считает актуальными соответствующий модуль VAM: «Всеобъемлющая оборона государства – обязанность каждого жителя. Неподчинение и несотрудничество с нападающим».
Вот здесь хотелось бы некоторых пояснений от руководства. Ибо если гражданин Латвии пользуется своими правами во всей их широте (сообразуясь, разумеется, с законом), то негражданин либо легально проживающий иностранец – имеют целый ряд ограничений, к примеру, в сфере политических прав. Но в контексте обороны все эти группы причисляются к совокупности жителей, которые должны быть готовы, в принципе, отдать Латвии самое дорогое – собственную жизнь.
Причем, по логике, на фоне вероятного поражения своих и союзных по НАТО войск: ведь иначе как бы оказались люди в ситуации, когда вокруг враг, требующий стать коллаборационистом?
Продолжая наши историко-литературные аналогии, вспомним, что во время Пасхального восстания 1916 года, ознаменовавшего разрыв ирландского народа с Британией, на вопрос: «Готовы ли вы умереть за Ирландию?» – знаменитый писатель Джеймс Джойс ответил: «Пусть Ирландия умрет за меня!» Кстати, последующий образ автора «Улисса» в глазах соотечественников это никоим образом не очернило. В отличие от того же Пастернака, желавшего слиться с народом, но закончившего свои дни изгоем.
Так что, призывая ребят в будущем «душу положить за други своя» (Евангелие от Иоанна 15, стих 13), государству следовало бы на начальном этапе их биографии несколько помягче подходить, к примеру, к обучению на родном языке, уважению к символам их культуры и т.д., и т.п. А то ведь могут получиться неприятные (для государства) сюрпризы. Ибо в той же Украине, на которую мы сейчас к месту и не к месту ссылаемся, была армейская служба по призыву – но многие из прошедших ее оказались совсем на другой стороне баррикад. Видимо, патриотизм отчего-то не зашел.
Хотя и советское общество, обороне которого были посвящены уроки нашей НВП в середине 1980-х годов, при всем своем показном величии, кончило не сказать чтобы блестяще. Причем безо всякого внешнего вторжения.