Есть сомнения
Сегодня же по ряду показателей — доля в экспорте услуг и общем экспорте — сфера приема гостей откатилась ниже уровня 2010 года. Впрочем, нет худа без добра. В 2022 году, как только "Путин отменил ковид", сфера туристического экспорта в ЛР скакнула вверх в денежном выражении, впервые превысив по валу 1 миллиард евро. Но тут овладевает сомнение — а не было ли это результатом огромной инфляции в том году, когда более чем на 20% подскочило все, и топливо с энергией, и продукты?
Соответственно выросли и расходы туроператоров. Несмотря на то, что они провернули через себя большие суммы, в итоге остались с той же прибылью, если не меньшей. По крайней мере по количеству обслуженных гостей в 2022 году отели Латвии выступили примерно на уровне 2015 года. Тогда как самым большим падением ознаменовался 2021 год, сократив число человеко–ночей вдвое по сравнению с рекордным 2019–м.
Ждем потоков
Экономическое ведомство настроено оптимистично: "Профессионалы туристической области, постоянно работая над привлечением новых, больших потенциальных проектов и мероприятий в Латвию (анализируя емкость размещения, питания, культуры и других мероприятий), выражают убеждение в приемлемости Латвии как основной цели и готовности к принятию большего туристического потока, а также организации больших мероприятий".
Воистину, здесь важно слово "приемлемость". То есть, видимо, в Минэкономики думают, что, взвешивая, на что потратить не особо густые по нынешним временам денежки на отпуск, иноземцы почешут голову и молвят: а, сгодится нам эта Латвия. Третий сорт не брак.
Что же делать? Строить новые отели? Вряд ли. Ведь даже в туристический сезон, по статистике, среднее число свободных мест в гостиницах ныне — около 40%, в холодное же время 75–80%. Разброс по регионам огромный — если в Ригу прибывает более 800 тысяч, то в следующий по популярности край, Курземе — 80 тысяч. На последнем месте Латгалия с 25 тысячами. Хотя в последней 84 туристических заведения, всего лишь вдвое меньше курляндских (178).
Вредная идея
Между тем туристическая отрасль нашей страны ориентирована по совершенно разным векторам. Если говорить об отправляемых за границу группах путешественников, которые все еще не используют многочисленные опции индивидуального туризма на разных интернет–платформах и сайтах бронирования, то здесь разрушительное влияние коронавирусных ограничений более не чувствуется. А вот что касается приема в Латвии гостей из–за рубежа, то поблагодарить за "прифронтовой" образ страны министр от Союза зеленых и крестьян Викторс Валайнис должен в первую очередь коллег по правящей коалиции. В энный раз повторенная идея о том, что Латвия является обязательной целью для агрессии РФ, похоже, овладевает и иностранными СМИ, и широкими туристическими массами.
Хотя, если уж на то пошло, можно сделать ЛР своего рода меккой экстремального туризма — и показывать со смотровых вышек зловещую Кревию, и дать любопытным визитерам почистить выставленные на возможных направлениях танковых прорывов "зубы дракона". В конце концов, можно позиционировать Ригу как столицу государства Евросоюза, где больше всего украинских флагов. Так сказать, поездочка на войну–лайт. Покатит?