"Латвийская медийная отрасль имеет стратегическое значение для поддержания национальной безопасности и культурного пространства Латвии", — подчеркивается в проекта документа за подписью Агнесе Логиной. Основные направления медийной политики Латвии на период до 2027 года выработаны Министерством культуры как координирующей инстанцией — в сотрудничестве с Ассоциацией журналистов Латвии, Ассоциацией информационных и коммуникационных технологий Латвии и прочими отраслевыми структурами. И не только профессиональными — активно поучаствовали и МИД, и Министерство обороны…
Наша республика исстари являлась одной из наиболее читающих на постсоветском пространстве. Но СМИ Латвии приобрели, как сейчас любят выражаться, экзистенциальное и геополитическое значение в ходе агрессии РФ против Украины.
"Также особо выделяется вопрос укрепления медийной среды и информационного пространства в восточном приграничье Латвии, увеличивая там медийную доступность, уменьшая потребление нелегального содержания…"
В данный же период, указывается в документе Минкульта, около 20% аудитории потребляет нелегальный (в первую очередь российский) контент. Задача его снижения к 2024 году, впрочем, поставлена достаточно скромная — до 17% по телевидению и до 13% в целом.
"Также значимо для медийного содержания больше обращаться к живущим в Латвии нацменьшинствам на латышском языке, чтобы способствовать участию нацменьшинств по общественно значимым вопросам и способствовать их чувству принадлежности к Латвии, отражая многообразие общества, создание вовлекающего общества и способствовать существованию единого, не двухобщинного, общества. Это относится как к общественным, так и к коммерческим медиа. Уже в данный момент являются поддерживаемыми такие инициативы, как создание передач для содействия освоению латышского языка, увеличение удельного веса музыки на латышском языке в радиопрограммах, постепенное включение латышского языка в медиа в основном на нацменьшинственных языках…"
К 2024 году в Латвии будет оказана поддержка 10 массмедиа с аудиторией нацменьшинств для более широкого применения госязыка. Ожидается, что в течение ближайших трех лет доля лиц, для которых латышский язык не является родным, но которые воспринимают СМИ на государственном, достигнет 65%.
Если же говорить о финансировании, то наибольшую его долю Минкульт предлагает отнести на среднесрочную перспективу, конкретно на 2027 год — 24 203 487 евро.
Сумма, с одной стороны, внушительная, с другой — она хоть и находится за пределами полномочий действующего Сейма, но еще может быть принята в его последний год.
Между прочим, если уж говорить о правовой преемственности, то Закон о печати и других средствах массовой информации, действующий ныне в нашей стране, был принят еще 1 января 1991 года Верховным Советом Латвии. Такая у нас традиция свободы слова…