Поток мигрантов через границы Евросоюза, который уже давно доводит до отчаяния страны юга Европы и который в последние годы ощущается также в Польше и странах Балтии. Что с этим делать - компромиссные решения, принятые в спорах, принимаются большинством голосов.
Польша не хочет платить
Поддерживаемый план означает единые правила процедуры подачи заявления о предоставлении убежища, проверки на границе, более быструю защиту тех, кто получил убежище, более быстрое возвращение, если убежище не предоставлено, большую защиту несовершеннолетних и семей с детьми на всей территории Европейского Союза.
«Новый, сильный и независимый механизм мониторинга соблюдения прав на границе. И впервые – обязательная солидарность», – говорит комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йохансоне.
Принцип обязательной солидарности вновь подвергается критике, например, со стороны Польши, которой не нравится требование о том, что страны, не желающие принимать просителей убежища и уравнивать бремя с другими государствами-членами, должны будут за это платить, в том числе деньгами в специальный фонд.
Премьер-министр Польши Дональд Туск пообещал гарантировать, что этот механизм распределения или оплаты не будет применяться к Польше.
Солидарность можно проявить и другими способами.
В Латвии того же мнения придерживается нынешний оппозиционный нацблок. Партия признает усилия ЕС по ограничению миграции хорошими, но не принцип солидарности.
«Потому что это означает, что страны, в которые мигранты не едут, вынуждены платить за это. Но в какие страны они не едут? Не едут они в самые бедные страны. Едут в Германию - более богатую страну, которая может платить больше пособий и так далее. Поэтому не едут в Латвию, и Латвия должна будет за это заплатить», - говорит депутат Сейма Эдвинс Шноре (НС).
«И я думаю, что в наших интересах сделать так, чтобы такой системы на самом деле не существовало, потому что мы можем проявить свою солидарность и другими способами. Например, с нашими пограничниками, что мы уже делаем».
Правительство считает новую систему более выгодной для Латвии
Однако Латвия скорее выиграет от новой системы. Такую позицию правительства по этому вопросу выразил министр внутренних дел Рихард Козловскис («Новое единство»).
«Я бы сказал, что в целом я не вижу никакой опасности от этого регулирования для Латвии. Совсем наоборот».
Министр поясняет, что, например, каждого просителя убежища можно будет проверить в общеевропейской базе данных (EURODAC), зарегистрирован ли он уже где-то, и очень быстро понять прямо на границе – принять или отклонить. Не то, что до сих пор, когда решения принимаются полгода.
«Тем временем человек уже собрал свои вещи и уже куда-то уехал. Сейчас существует регламент, который позволяет включить в процедуру досмотра пять дней. За эти пять дней мы имеем возможность оценить как эту общую базу данных через все, не представляет ли человек угрозу безопасности, что, на мой взгляд, является основным, о чем мы все беспокоимся», - говорит Козловскис.
Мы получаем от ЕС гораздо больше
Кроме того, как поясняет министр, вклад ЕС в строительство и оборудование границы Латвии составляет около 90 миллионов евро.
В свою очередь, латвийская плата за просителей убежища, которых мы бы отказались принять, будет относительно небольшой - единовременный платеж в размере 2 миллионов евро. Критики задаются вопросом, будет ли так хорошо, как обещано.
«Я помню ту дискуссию в 2015 году и тоже с министром внутренних дел, кстати, с нынешним, он там тогда был. И тогда тоже было, что будет только то и это, но у этих вещей есть склонность к переменам, и никогда не знаешь наверняка», — говорит Шноре.
Что делать Латвии, лучше ли платить или все же принять просителей убежища – окончательное решение должен будет принять Сейм.
Ожидается, что новая система может быть внедрена в Евросоюзе примерно через два года.