«Профессиональное и инновационное надзорное учреждение»
Действуют администраторы в ЛР под крылом Минюста. В прошлом году в их ведении находилось 2326 процессов неплатежеспособности, из которых 242 было объявлено в отношении юридических лиц, 737 – физических лиц. К сожалению, в 59% пришлось составить сообщение об отсутствии имущества должника – это так называемые «пустые» процессы. Тем не менее в отношении физических лиц удается успешно завершить 71% дел.
«В профессии в целом в данный миг работают профессиональные и мотивированные администраторы», – указывает в отчете Службы контроля неплатежеспособности ее директор Инесе Штейна. Хотя в прошлом году количество жалоб на действия администраторов сократилось на 57% по сравнению с 2017 годом, а количество признанных нарушений – на 86%, все же обнаружены трое нечестных служащих, злонамеренно использовавших свои полномочия: в результате против них возбуждены уголовные дела.
Рекордными делами 2023 года можно считать 19,1 миллиона евро, которые администраторы вернули от SIA EKOAGRO, а также 6,9 миллиона евро возвращенного имущества AS Dzintars. Относительно последнего стоит обратить внимание на себестоимость самого процесса неплатежеспособности – 2 миллиона евро, и вознаграждения администратора – 300 000 евро.
Да, служба администратора неплатежеспособности весьма прибыльная, хотя и достаточно опасная: все помнят, как закончилась жизнь Мартиньша Бункуса, расстрелянного близ кладбища. Да и в дисциплинарном порядке примерно каждый четвертый (24%) был наказан Службой контроля неплатежеспособности, хотя там действуют в отношении коллег по принципу «консультируй прежде всего», половину начатых проверок заканчивали разъяснениями ошибок. Ведь понятное дело, загруженность немалая – в среднем один администратор ведет 18 процессов. Тем не менее в Латвии в целом работает 148 администраторов, и еще 114 желают таковыми стать. В профессию образовалась очередь!
Когда же все-таки администратор подвергся наказанию со стороны контрольной инстанции, то выплатить ему штраф – в среднем это 616 евро – на фоне общих гонораров будет нетрудно.
Если же рассматривать защищаемых сотрудников обанкротившихся фирм, то в среднем на каждого пришлось 1805 евро выплаченных средств. Всего удовлетворили претензии 699 сотрудников 62 бывших юридических лиц.
Все решает бесстрастный EMUS
Данная аббревиатура в переводе с латышского означает – Электронная система учета неплатежеспособности, она призвана оцифровать все данные о банкротствах Латвии. В системе накоплено впечатляющее количество документов – 671,6 тысячи, о 33,7 тысячи процессов. Кроме роста дигитализации, администраторов коснулись немалые изменения, принятые 5 марта сего года Кабинетом министров.
В новых Правилах № 148, в частности, предполагается:
- пересмотреть сферы и объем программ обучения претендентов в администраторы, пополнив их сферой предотвращения легализации преступно нажитых средств и терроризма и защитой данных физических лиц;
- составить третью часть экзамена претендентов в администраторы из структурированного интервью, при котором проверяются компетенции претендента, тогда как на первой и второй частях ведутся ответы на теоретические вопросы;
- порядок выдачи экзаменационных оценок уточняется судебной практикой администратора;
- решение передается в электронном виде, пластиковая карточка администратора более не вручается;
- экзамены в 2024 году пройдут дважды – 25 апреля и 16 октября.
Вышеупомянутый EMUS выполняет и важнейшую функцию автоматизированного отбора администраторов для ведения дел по принципу случайности. Такая процедура, утверждают в Службе контроля, «надежна, прозрачна и позволяет независимому третьему лицу удостовериться в ее законности». «Одновременно процесс надзора за процессом неплатежеспособности кредитных учреждений по-прежнему осуществляет Банк Латвии».
Одно лишь обстоятельство непонятно – если лишенный эмоций компьютер и выполняет свои функции строго согласно Закону о неплатежеспособности, то каким образом можно распределить дела в строгом соответствии с их «тяжестью». Ведь вполне возможно, что у одного администратора из почти двух десятков в среднем ведомых им процессов образуются несколько сложных – и оттого в ведении прочих объективно сделается затор.
А ведь администратор, в соответствии с Законом о неплатежеспособности, обязан «своевременно, всесторонне и полноценно оценить сделки должника», а также «действовать для возврата активов должника и призвания к ответственности, установленной законом, определенных лиц, осуществлявших действия во избежание от выполнения обязательств должника и нанесших убытки должнику».
То есть сам факт, что юридическое лицо или конкретный человек обанкротился – не основание автоматического признания вины. И поистине праведно звучит шуточное: кому должен, всем прощаю!
Кроме того, администратор обязан выполнять Закон о надзоре. В нем, в частности, предусмотрено «изучение клиента» и документация его сделок. Закон о санкциях тоже обязует администраторов просматривать под микроскопом – не подпадают ли под них операции клиента.
Было ваше – стало наше?
Если же вернуться к нарушениям, которые Служба контроля неплатежеспособности выловила у администраторов, то случаи проявляются просто дивные.
Так, согласно отчету, «в очных углубленных проверках констатировано, что администратор с расчетного счета должника перечислял денежные средства на свой частный расчетный счет (как цель платежа указав – «административные расходы» или «авансовые платежи»), чтобы погасить налоговые платежи администратора как самозанятого лица (обязательные выплаты государственного социального страхования и подоходный налог с населения»).
Данные действия, признает Служба контроля, «свидетельствуют о злонамеренном использовании администратором своих полномочий при распоряжении с имуществом должника». В подобных вопиющих случаях против администратора Служба обращается в суд. Всего же в 2023 году было получено 57 жалоб на деятельность 31 администратора по 40 процессам неплатежеспособности, что говорит о росте нарушений примерно на одну пятую.
Не всегда, конечно, все настолько жестко, как указывалось выше. «Констатированные нарушения главным образом связаны с необеспеченностью открытости процесса неплатежеспособности... Например, не предоставлялась информация/документы, не выдавался развернутый ответ/информация, не отправлялся план продажи имущества, не отсылались отчеты работы администратора».
В любом случае, защищенным у нас в стране должен быть как кредитор, так и должник. Ну и конечно, сам администратор – до той степени, когда он работает в соответствии с законами.