«Я думаю, надо начать с того, что нам важно понять и построить некую концептуальную основу того, как Латвия смотрит на российскую историю и Россию как таковую в сегодняшней ситуации, как мы трактуем всю эту российскую историю, потому что это вообще не концептуализировано и об этом на самом деле не думают. Могут быть, конечно, разные мнения и аргументы, но нет ни людей, ни исследований.
Одно дело, когда я говорю, что этому не учат, потому что в университетах нет преподавателей, но и нет исследователей, которые бы это изучали, а значит, нет и студентов, которые могли бы писать магистерские и докторские диссертации по таким темам.
Но без таких работ нельзя прийти к более глубокому познанию. Да, можно взять западную литературу и пройтись по ней, и на основе этого составить некоторое представление о том, как на это смотрят на Западе, и, может быть, создать для себя какую-то перспективу, но должен быть, на мой взгляд , гораздо более серьезный подход.
Потому что без исследования русской истории, без ее преподавания мы многое теряем.
И на политическом уровне, и в каких-то нарративах, когда нам всегда приходится волей-неволей использовать зарубежные нарративы, потому что мы сами вопрос не изучаем.
Я посмотрел, потому что подумалось, что, может быть, российскую историю преподают педагогам, учителям истории, ведь учитель истории – это обычно самый авторитетный человек в своей волости или городе, который может высказать свое мнение по каким-то историческим вопросам, и, вероятно, ему придется столкнуться, например, с молодыми людьми русской или других национальностей, у которых есть вопросы по истории России.
Было бы хорошо, если бы он имел какое-то мнение или мог что-то объяснить по русской истории. Но истории России в нынешней программе тоже нет.
Поэтому мы остаемся не только беспомощными на политическом уровне в этих нарративных баталиях, где у нас должна быть экспертиза, ведь многие еще пережили советскую эпоху, а знание языка еще сохранилось...Молодежь почти не учат русский язык, что тоже весьма проблематично для будущего латвийской исторической науки.
В том смысле, что без русского языка по-настоящему изучать историю Латвии ХХ века невозможно, потому что большинство документов советского периода, а также до Первой мировой войны будут на русском языке. Остается изучение 20-х, 30-х годов. Исследования 20-го века, где будет использоваться латышский язык, или Первой и Второй мировой войны, где будет использоваться немецкий язык, но вы не сможете изучать 20-й век в целом, если не владеете русским языком. Это значит, что будут другие люди, которые будут ее изучать, и сейчас уже есть зарубежные исследователи, которые, возможно, во многом небрежны, как они понимают историю Латвии, например, принимая такие более широкие подходы российской историографии и не принимая во внимание наши местные особенности, не вдаваясь в подробности, кто такие эти национал-коммунисты, что они на самом деле не были националистами и остатками национальной буржуазии или чем-то в этом роде.
Соответственно, нашу историю 20-го века, историю Советов, будут писать не наши, а другие историки, и тогда мы будем все время ужасаться, что ее неправильно написали», - указал эксперт.