Третий набор в Службу национальной обороны начнется в июле этого года. А учитывая, что количество добровольцев для этого набора было недостаточным, в начале года впервые был активирован случайный отбор.
Решение о призыве в настоящее время принято в отношении 459 человек. Из них 390 – добровольцы, 69 – принудительно призваны. Правда, повесток разослали гораздо большему числу.
Кто-то ответил, кто-то нет. Ответившие прошли медицинское освидетельствование, но и там распределение было разным: были годные к службе, были и непригодные.
Но с некоторыми из них в настоящее время работает военная полиция, обращаясь к ним как по телефону, так и лично, поскольку лица игнорировали неоднократные вызовы.
«Со своей стороны мы видим, что некоторые люди сомневаются в службе как таковой, нужна ли она им и вписывается ли она в их жизнь. А во-вторых, на отправленные уведомления в принципе просто не отвечают», - говорит Кристер Граузе, начальник отдела планирования призыва департамента СГО.
Однако игнорирование повесток не позволит избежать службы! Те, кто не ответил на повестку, переводятся на следующие призывы, и им уже отправлено информационное письмо. Таковых около 100 человек.
Кроме того, за уклонение на некоторых был наложен штраф в размере до 350 евро. Как поясняют в Минобороны, на данный момент законодательство не предусматривает более суровых наказаний. Таким образом, получается, что два раза в год при призыве, заплатив по 350 евро, человек может избежать службы.
«Это ненормальная ситуация. Если у человека есть долг перед государством, он должен быть выполнен. Если этого избежать, необходимо найти механизм, который заставил бы это сделать», - считает Игорь Раев, парламентский секретарь МВД.
До этого Сейм уже обсуждал этот вопрос, но было решено, что пока не будет известна реальная ситуация, не будет ясно, что делать. Но изначально не было оснований предусматривать в законодательстве очень жесткие наказания.
«Теперь, столкнувшись с конкретными ситуациями, когда Национальные вооруженные силы выдают повестки, их игнорируют и платят штрафы, также развивается опыт того, как реагируют новобранцы или их семьи. Поэтому Минобороны ждет, пока Комиссия обороны и внутренних дел решит, необходимы ли более жесткие наказания», - указал Айнар Латковскис, председатель Комиссии Сейма по национальной безопасности.