Горожане эту новость восприняли негативно, ведь там всегда можно было купить самую разную продукцию и зачастую дешевле, чем в многоликих торговых центрах. "Мол, вначале промтоварный разберут, а потом уже и весь Центральный рынок закроют", — начали говорить торговцы и покупатели.
Не забылась и предыдущая реорганизация торгового пространства рынка, в результате которой "срослись" популярные рыбный и овощной павильоны, а от молочного вообще мало что осталось.
Конечно, вызвали резонанс и заявления столичной думы о том, что весь Центральный рынок нуждается в капитальном ремонте — проезжие дорожки, места для пешеходов и торговцев, участок и рампа у канала, склады, наконец, павильоны. В это необходимо вкладывать миллионы, чего Рига не хочет (не может) делать.
Поползли слухи, что якобы товары в мясном, рыбном и молочном павильонах держат в антисанитарных условиях; и это тоже будто бы повод не столько ремонтировать рынок, сколько просто его ликвидировать. А тут еще и бомжи якобы портят вид и запах, да где–то вдруг попадаются торговцы спиртом и контрабандными сигаретами…
Конечно, все эти "ужасы" не повод ликвидировать самый народный рынок столицы, который притягивает и латвийцев, и иностранцев.
Хотя тенденция налицо. Из множества доступных народных рынков, по сути, остался лишь Центральный. Некогда суперпопулярный Чиекурканский приказал долго жить, любимый многими Матвейчик (Видземский рынок) — полудохлый. Зато супергипермаркеты иностранных торговых сетей в Риге открываются кругом и один за другим.
Официальная версия
В пресс–службе управляющей Центральным рынком компании Rīgas nami менеджер Даце Прейса сказала порталу bb.lv:
— Нам сложно анализировать, как рождаются слухи. Возможно, кто–то увидел, что на территории рынка что–то ремонтируют, и тут же подумал о его ликвидации или радикальной трансформации.
Однако мы утверждаем: никаких планов полного или даже частичного закрытия Центрального рынка нет.
...Но одно дело официальные комментарии для СМИ и другое — реальная жизнь на рынке. Корреспондент портала bb.lv пообщался с торговцами и узнал новости непосредственно от работающих там.
Мясной павильон: о тухлятине — врут!
Так, в мясном павильоне, о закрытии которого поговаривают в первую очередь (якобы там не соблюдаются санитарные требования), продавцы давно не ждут оптимистичных новостей от управляющих рынком.
Впрочем, как ваш автор ни принюхивался — ничего подозрительного не почувствовал. А торговцы мясом охотно рассказали:
— Специальные службы тут у нас постоянно проверяют срок годности продукции. Представители Продовольственно–ветеринарной службы просто не позволят торговать тухлятиной, да и штрафы, если что, могут быть огромными. Поэтому не верьте, будто в нашем павильоне могу продавать что–то некачественное. Здесь действует особая и предельно строгая система контроля, — говорит представитель предприятия Tītariņš Инара Митра. — Конечно, известно, что дыма без огня не выбывает, и мы тоже слышали, будто готовятся ликвидировать мясной павильон.
— С одной стороны — это, скорее, слухи. Но подобные слухи так просто не возникают: мы тут давно уже не верим, что бывают такие "случайности". Хотя нам, как арендаторам, пока не сказали: мол, все, на следующей неделе столы для торговли больше не предоставят.
К тому же сюда всегда приходит очень много покупателей, поскольку большой выбор всевозможного мяса — и цены очень разные, значит, у народа есть выбор: когда мало средств — берут что подешевле, а если хватает финансов, тогда вот вам деликатесы от небольших хозяйств.
Конечно, после того как Ригу заполнили супермаркеты, где товары иногда бывают дешевле, чем на рынке, у нас клиентов стало меньше, но все равно народ идет потоком — особенно в выходные и перед праздниками.
Рыбный павильон: здесь рыба есть!
В рыбном павильоне, который сохранился лишь частично после объединения с овощным, вашему корреспонденту рассказали:
— Да, нам пока официально не сообщили, что все павильоны намерены закрывать. Хотя в то же время разговоры звучат разные. Последнее, что мы, слышали, будто намерены провести очередную реорганизацию как овощного, так и рыбного павильонов. Конечно, мы надеемся, что все более–менее сохранят, пусть и что–то поменяют.
В любом случае, сейчас на рынке выбор значительно меньше по сравнению с тем, что был несколько лет назад — в том числе из–за того, что появились разные ограничения на лов рыбы на Балтике. В то же время многие сюда приходят за продукцией от небольших хозяйств, которые ловят рыбу в реках–озерах или разводят в искусственных частных водоемах, как вот наших карпов — разные виды, которые потом коптят и сдают для продажи на рынок. Кто–то, конечно, ходит за деликатесами на Агенскалнский рынок или Видземский, но там и выбор меньше, и цены на все выше, — считает продавщица Марика Вилцане.
— А еще в павильон немало всего привозят на продажу рыбаки с Курземского побережья. Они у себя там все же продолжают тралить в обход сокращений ЕС квот на лов, коптят рыбу на фермах, а на продажу отдают на рынок в Риге, ведь у себя занимаются торговлей только летом, когда на берег в Мерсрагс и Энгуре многие приезжают погулять семьями, — рассказала представитель хозяйства из Рои Наталия Зосуле.
Трава между павильонами
Пообщался ваш автор и с известной травницей Татьяной Берзиней, которая уже более тридцати лет торгует целебными дарами природы. Около ее стола между мясным и молочным павильонами всегда полно народа. Татьяна — одна из старейших торговцев на рынке. Корреспонденту портала bb.lv она сказала:
— Да, говорят всякое. Ходят слухи, что могут закрыть рынок, но нам пока места арендовать не запрещают. Скорее всего, если и закроют, то частично. Мы, продавцы "со стажем", не верим, что могут закрыть весь рынок.
Здесь можно найти все что угодно — хоть местного, хоть привозного, чего не купите ни в одном супермаркете, да еще и поторговавшись. Да, есть за углом и ночной рынок, но насколько бы там ни сбивали цены представители фермерских хозяйств, все равно он не конкурент обычному — дневному.
Что касается меня: если запретят работать на рынке, буду отдавать на продажу все своей дочке Агнесе, которая тоже занимается целебными травами, выращивает их на острове Доле, а потом продает в магазинах. Но, конечно, такой торговли, как на рынке, уже не будет — сетует Татьяна Берзиня…