Согласно опросу 20%, или каждый пятый, житель Латвии может с уверенностью сказать, что по достижении пенсионного возраста не будет беспокоиться о своем финансовом благополучии. Между тем жители соседних стран настроены чуть оптимистичнее — в Литве 25% опрошенных спокойно ждут старости, а в Эстонии — 28%.
Среди опрошенных жителей Латвии особенно ярко выражены сомнения и неуверенность в отношении своей старости — более трети, или 38%, опрошенных говорят, что при достижении пенсии они лишь слегка уверены в своем финансовом благополучии.
В Латвии 15% опрошенных указали, что по достижении пенсионного возраста они чувствуют себя очень неуверенно в своем финансовом благополучии. В соседних с Латвией странах эта доля сравнительно ниже — 11% в Литве и 10% в Эстонии.
Среди населения Латвии меньше всего беспокоятся о финансовом благополучии в старости молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. "Это объясняется тем, что зачастую молодые люди не беспокоятся о своей пенсии, считая, что не нужно так рано задумываться о своем финансовом положении и накопленных средствах на старость", — объясняют эксперты. Хотя мы и без них это понимаем.
На госпенсии не рассчитывайте
Тем временем в Латвии получил резонанс недавно обнародованный Еврокомиссией "Доклад о старении 2024 года". В нем много неприятных новостей как для пенсионной системы Европы, так и Латвии.
Согласно озвученным в докладе Еврокомиссии прогнозам, к 2070 году почти во всех странах Евросоюза (ЕС) сократится размер средней государственной пенсии по сравнению со средней полученной зарплатой. При этом самое большое снижение прогнозируется именно для Латвии: если нынешняя средняя государственная пенсия против средней зарплаты в Латвии составляет 25,5%, то в 2070 году соотношение государственной пенсии и средней зарплаты станет почти в два раза ниже — всего 13,5%.
"Это означает, что в Латвии человек, получавший зарплату в размере средней зарплаты по стране и не накопивший ничего дополнительно, при выходе на пенсию в 2070 году получит только государственную пенсию в размере 13,5% от прежней зарплаты, то есть уровень его жизни и финансовые возможности сократятся почти в восемь раз. Превратив эти цифры в евро, получим: в 2070 году человек, получающий зарплату в размере 1000 евро, при выходе на пенсию сможет рассчитывать на пенсию первого уровня лишь в размере 135 евро. Излишне говорить, что на такие деньги нельзя выжить даже сейчас, тем более в 2070 году", — прокомментировала данные одна из латвийских газет.
Сейчас средний показатель соотношения пенсий в странах ЕС к зарплате составляет 43%, а к 2070 году снизится до 36%. Это сокращение обусловлено тем, что пенсионеров в европейских странах становится все больше, а работающих все меньше из–за низкой рождаемости. Именно такие тенденции наблюдаются и в Латвии: сейчас в стране еще полтора работающих со своими налогами платят пенсию первого уровня одному пенсионеру, а к середине века, спустя всего 25 лет, соотношение будет один к одному. Первый пенсионный уровень формируется именно из социального налога работающих лиц.
Весьма существенные инвестиции в демографическую политику, поддержку семей и расширение иммиграционных ворот могут этот момент отдалить, но не предотвратить полностью. Прогноз Еврокомиссии о будущем пенсионной системы строится на основе предположения, что политика формирования пенсий останется неизменной. Поэтому Еврокомиссия отмечает, что частное накопление финансовых средств на старость (т. е. второй и третий пенсионные уровни) является главным способом обеспечить себе хоть сколько–нибудь приемлемую старость и пополнить более чем скромные государственные пенсии.
В стране нашли людей–невидимок
В Латвии самый высокий риск социальной изоляции в странах Балтии, говорится в исследовании, проведенном недавно Высшей школой бизнеса RISEBA.
Социальное отчуждение в Латвии угрожает 369 000 человек, или 27,6% населения, в Литве 410 000 человек, или 20% в такой же ситуации, а в Эстонии — 178 000 человек, или 18,9%.
Как говорят исследователи, эту часть населения можно назвать "невидимой", поскольку каждый из нее — это потеря человеческого капитала и потенциальная социально–экономическая нагрузка на общество. Поэтому следует содействовать реинтеграции этих социальных групп на рынок труда, обеспечивая сотрудничество между институтами государственного управления, образовательными учреждениями и неправительственными организациями. Людей–невидимок следует психологически поддерживать и обучать финансовой грамотности. В качестве вариантов решения проблемы в исследовании выделяются целевое обучение на протяжении всей жизни, мониторинг навыков на национальном уровне и развитие цифровых навыков.