С завидной регулярностью в социальных сетях и не только вспыхивают дискуссии о том, что у нас слишком много чиновников и вообще всех, кто кормится с госбюджета — и это реально тормозит развитие страны, а самое главное — из–за такого количества "иждивенцев" не хватает денег на куда более важные нужды страны.
Действительно ли это так и количество госслужащих только растет?
Реальность такова, что по удельному весу бюджетников Латвия занимает 8–е место в ЕС. Поскольку в ЕС 27 стран, то это довольно большой процент тех, кто живет за счет бюджета. По удельному же весу работающих именно в госуправлении Латвия вообще находится на 4–5–м месте.
Важно подчеркнуть, что когда мы говорим о работающих в общественном (публичном) секторе, то мы имеем в виду не только чиновников, не только работников государственных и муниципальных учреждений, но и других бюджетников — учителей, медиков, полицейских, пожарных.
К бюджетникам следует отнести и работников государственных и муниципальных предприятий, хотя далеко не все они живут за счет госбюджета — напротив, многие зарабатывают сами, да еще и перечисляют большие средства в госказну (например Латвэнерго).
Хотя справедливы замечания тех, кто считает, что пора бы уже подсократить количество и зарплаты членов советов и правлений таких предприятий.
Между тем количество работников госуправления сократилось с 2008 по 2019 год на 22 процента. Звучит внушительно, но нужно иметь в виду, что за последние десятилетия заметно сократилось и общее число работающих латвийцев.
Так, в 2002–м было 955 тысяч наемных работников, нынче же их осталось всего 884,2 тысячи человек, и власти мечтают к 2027 году хотя бы увеличить число работающих до 900 тысяч.
Понятно, что уменьшение общего числа работающих латвийцев на фоне значительной эмиграции привело к сокращению работников госуправления. Правда, в реальности количество клерков уменьшилось вовсе не на 22 процента, а хорошо если процентов на 10–12 — часть чиновников перешла на работу в другие бюджетные структуры (в те же государственные и муниципальные предприятия).
Так или иначе, но очевидно, что поскольку население продолжает сокращаться и главное — сокращается динамика поступлений в казну, необходимо будет уменьшать и административные расходы. Чтобы стабилизировать бюджет в перспективе, госаппарат должен быть сокращен минимум еще на 15–20 процентов.
Многие предприниматели сетуют по поводу того, что в государственном секторе все еще занят каждый третий работающий. Да, но, с другой стороны, это объясняется и общим уровнем жизни в Латвии — государству и самоуправлениям приходится, к примеру, содержать пансионаты, поскольку лишь незначительная часть латвийцев способна воспользоваться услугами частных пансионатов.
Между тем и в госуправлении, и вообще в бюджетных организациях за последние четыре года начали резко расти зарплаты — темп роста намного выше, чем в частном бизнесе. Если так и дальше пойдет, то удельный вес работающих в публичном секторе еще увеличится. Смогут ли два или даже полтора работающих в частном секторе прокормить одного бюджетника? Вопрос, кажется, уже из разряда риторических…
Кстати, напомним, что со следующего года оклады высших должностных лиц, а вместе с ними и других работников госуправления снова вырастут — на сей раз на шесть процентов. И это несмотря на нынче очень низкий уровень инфляции.