Под крылышком нацобъединения
Открыла дискуссию "Роль Госсовета в законодательстве" председатель сейма ЛР Инара Мурниеце. Она озвучила идею "независимого консультационного органа", которая, оказывается, обсуждается уже давно: был семинар экспертов в Бириньском замке, а вот сейчас подошел "официальный формат".
— Создание нового института — всегда обсуждаемый вопрос, важно, какова будет его отдача, — обрисовала Мурниеце ситуацию. — В "независимой суверенной республике", коей является ЛР, наблюдают за процессами в Европе и мире. Ныне парламенты переживают непростые времена: "в отдельных случаях происходит слияние парламентской и исполнительной власти" (тут спикер явно имела в виду кейс Петравичи, которая умудряется совмещать посты министра благосостояния и депутата сейма).
— Все уважение Конституционному суду, — отдала дань спикер. — Весомую роль играет и президент ЛР, возвращающий законопроекты в парламент, что является "хорошей практикой". Ну а парламент создал свою аналитическую службу! Кстати, последняя заняла исторический чердак библиотеки Мисиня, ранее заполненный отличным книжным собранием сейма, а взамен выпустила несколько невнятных буклетов, в т. ч. про российское информационное влияние в Латвии.
— Я надеюсь, мы продвинемся вперед в понимании, какой будет роль Госсовета! — пожелала Мурниеце. В ее тоне ничто не вызывало сомнения, что решение будет принято… Спикер от нацобъединения явно демонстрировала политическую волю.
"Заполнить брешь в государственном устройстве"
То, что президент Эгилс Левитс поддерживает идею расширения властной надстройки, демонстрировало даже название его доклада, несколько отдававшее тавтологией: "Государственный совет в долгосрочной перспективе латвийского государства".
— Конституция — это не единожды написанный текст, — провозгласил Левитс. — Там есть очень специфическая и развернутая система!
По словам главы государства, в Сатверсме имеются также "неписаная" часть, "уникальная система ценностей". В то же время Сатверсме имеет "пирамидальную" структуру, во главе которой стоят описание госустройства и статус госязыка. "Ядро Сатверсме" менять нельзя — к примеру то, что Латвия более не будет демократическим или национальным государством. Bообще же, по Левитсу, не все статьи Сатверсме одинаково важны. Это я уже понял давно — по поводу уважения властей ЛР к блокам статей о правах человека и нацменьшинств…
— Одной коалиции кажется хорошим одно, второй — другое. Это нормально для демократического устройства. Но для государства в целом есть принципы Сатверсме! — продолжал интерпретировать правовые основы ЛР президент. Для долгосрочного развития страны не все законы хороши, потому нужна оценивающая структура.
— Партии малочисленны и нестабильны, политическую мысль достаточно трудно найти в партиях. Такой совет мог бы облегчить работу сейму. Все по–прежнему в рамках конституции, — аргументировал новый орган Левитс. По его мнению, такой внешне юридически безупречный норматив, как обязательный компонент закупки электроэнергии, имел бы меньше шансов быть принятым, если бы имелась оценка Госсовета. Размеры Латвии тут ни при чем — у нас ведь такая же "комплексность" законодательства, как у больших стран.
— Мы не можем сказать, что мы маленькие, и поэтому у нас вместо 1000 cтатей Гражданского закона должно быть 100, — сыпал аргументами Левитс.
В общем, Госсовет в Латвии необходим, поскольку имеется "cтруктурный недостаток", а законы в ЛР "слабые". В будущем Госсовет предстанет "зеркальным отражением Конституционного суда" и станет проводить оценку важнейших актов в ЛР.
— Возражения, которые слышу сегодня, похожи на те, что слышал, когда вводил Конституционный суд, — вспомнил Левитс начало 90–х. — Мол, где возьмем таких честных судей и сколько это будет стоить. Сегодня так же дискутируем, зачем нам в современной Латвии нужен Госсовет!
"В культурном пространстве Запада"
Инета Зиемеле, председатель Конституционного суда, заговорила о "репутации государства".
— Что делает страну привлекательной для инвесторов? Нам нужно задать себе вопрос: обеспечивают ли это конституционные рамки?
"В современной жизни отношения людей становятся все сложнее", — рассуждала глава КС. Потому надо создавать механизм для качественных решений!"
— Это будет конституционный орган, который станет помогать как правительству, так и сейму.
…Ну и конечно же, это будет возможностью пристроить несколько десятков своих человечков, нарезав им миллионный бюджет. На наших глазах в очередной раз налогоплательщикам хотят навесить на шею абсолютно лишнюю колоду — все это вместо того, чтобы заставить нормально работать уже имеющиеся институты. Но, думаю, прохождение этой затеи через парламент не будет легким.
Николай КАБАНОВ.