Неслучайные люди
Нынче периодически вспыхивают дискуссии о том, не пора ли сократить количество депутатов сейма: мол, 100 народных избранников — это слишком много. А в последнем Верховном Совете, между прочим, был аж 201 депутат! Но зато депутаты избирались исключительно по одномандатным округам. Таким образом, была исключена ситуация, когда в парламенте появлялись совершенно "случайные" люди, которые были избраны благодаря удачному месту в списке и потому, что выбрали "правильную" (рейтинговую) партию.
Чтобы быть избранным по одномандатному округу, нужно победить своего конкурента (конкурентов) из другой политической силы, а значит, нужно с утра до вечера встречаться с жителями конкретного округа. И не просто встречаться, а уметь их убедить, завоевать доверие.
В политику пошли инженеры
Состав последнего Верховного Совета отражал структуру общества на тот момент. Большинство депутатов были представителями, как тогда говорили, ИТР (инженерно–технические работники). Да, среди тогдашних народных избранников были инженеры–механики, радиоинженеры, инженеры–строители. Спустя 30 лет в сейме представителей таких профессий просто нет. Если же говорить о судьбе тогдашних депутатов ВС, то здесь можно сказать "иных уж нет, а те — далече". Три десятилетия для человеческой жизни — весьма большой срок и многих депутатов образца 1990–1993–го годов уже нет на этом свете. Отдельные слуги народа эмигрировали из Латвии уже спустя пару лет после восстановления независимости — прежде всего, это были депутаты, избранные от военных организаций (в марте 1990 года баллотироваться и голосовать могли и постоянно находящиеся в Латвии офицеры советской армии).
Самым известным из тех, кто переехал в Россию, является Виктор Алкснис, который позднее сделал политическую карьеру и в России — был депутатом Госдумы, депутатом городского совета в Подмосковье. Уже в начале 2000–х в Москву на ПМЖ переехал и один из самых известных в начале 1990–х оппонентов Народного фронта, экономист Сергей Диманис. Говорят, что он изредка наведывается и в Латвию, а в российской столице занимается бизнесом. Кстати, в бизнес из того состава Верховного Совета пошли лишь единицы. Так, Станислав Бука стал одним из создателей первого частного вуза в стране — Балтийского русского института, который затем превратился в Балтийскую международную академию (БМА). А коллега Буки по Верховному Совету Константин Матвеев и сегодня читает лекции в БМА.
Есть такое знаменитое выражение: "Революция пожирает своих детей". То есть те, кто делают революцию, потом очень быстро оказываются не у дел, и плодами этой революции пользуются совсем другие лица. Применительно к активистам Атмоды, которые были представлены и в Верховном совете, это выражение верно лишь частично. Да, часть из тех депутатов, кто голосовал за декларацию о независимости, действительно очень быстро покинули политическую сцену и больше никогда на ней не появлялись. Другим или просто не дали гражданство, лишив возможности участия в политической жизни, или люстрировали. Так, голосовавшему за независимость Юрису Боярсу припомнили его кгэбистское прошлое и запретили баллотироваться.
Они задержались в большой политике
Но достаточно много депутатов той поры сделали весьма успешную политическую карьеру уже в последующие годы. Так, Андрис Берзиньш был президентом ЛР, Ивар Годманис — дважды премьером, а Валдис Биркавс вошел в историю Латвию и как премьер, и как многолетний глава МИД. Легендарный председатель ВС Анатолий Горбунов еще успел покомандовать и 5–м сеймом, был и министром регионального развития. Премьером и министром успел побывать и Индулис Эмсис.
Правительством руководил и другой депутат последнего ВС — Эйнарс Репше. Известный уже в начале 1990–х композитор Имантс Калниньш затем еще целое десятилетие был депутатом сейма, руководил бюджетной комиссией парламента. Нередко он и сейчас выступает с громкими политическими заявлениями — правда, из радикального националиста годов он превратился в прагматика даже с социал–демократическим уклоном.
По меньшей мере двое из тогдашнего состава ВС и сегодня трудятся на госслужбе — многолетний посол Андрис Тейкманис сегодня руководит президентской канцелярией, а Индулис Берзиньш все еще на дипломатической службе.
И сегодня на вахте
Из 201 депутата последнего ВС до сегодняшнего сейма "дожил" только один политик — Александр Кирштейнс. Нынче он является депутатом парламента от TB–Visu Latvijai!. В активной политике и еще один народный избранник последнего ВС — Татьяна Жданок, которая год назад была вновь избрана в Европарламент. Все еще трудится на политической ниве и известный энергетик Михаил Рогаль, который является многолетним депутатом Саласпилсской думы. До роспуска Рижской думы там работал депутатом и еще один политик эпохи начала 1990–х — Иван Иванов, который представляет Латвийскую соцпартию. Политическим рекордсменом по праву может себя считать и голосовавший за декларацию о независимости Айварс Лембергс, который все еще руководит Вентспилсской думой. По иронии судьбы, его оппонентом в этой же думе портового города является Гиртс–Валдис Кристовскис, который тоже был депутатом ВС и вместе с Лембергсом голосовал за независимость.
Да, это такая гримаса истории — многие выходцы из той фракции Народного фронта позднее разделились на разные партии и стали заклятыми друзьями и ярыми конкурентами.
Абик ЭЛКИН.
Фото: Депутаты Верховного Совета Латвийской ССР возле здания Верховного Совета после принятия декларации "О восстановлении независимости Латвийской Республики". В центре Дайнис Иванс. Фотограф неизвестен. 4 мая 1990 года. Собрание Национального музея истории Латвии.