В концепции описание безопасности поделено на глобальные и региональные тенденции.
Глобальные угрозы
В разделе о глобальных тенденциях авторы указывают, что многосторонний международный мировой порядок в данный момент переживает существенные перемены. Несмотря на имеющиеся юридические конвенции, политические договора и органы безопасности, некоторе страны игнорируют международные нормы и государственный суверенитет. Такая тенденция свидетельствует о нехватке эффективности международных организаций в гарантировании безопасности и уменьшении многостороннего подхода в управлении безопасностью.
Существующие тенденции международного порядка характеризуют политику силы, и перемены в международной безопасности все сложнее прогнозировать. Разнообразие вызовов в сфере безопасности, в том числе, развитие новых технологий, терроризм, частные военные компании, изменения климата и пандемии создают серьезную угрозу модели развития многостороннего мира, сказано в концепции.
Под влияением фрагментации глобальной сисметы многосторонний подход постепенно заменяет унилатерализм (модель или программа, которая поддерживает односторонние действия), при котором разногласия решаются с позиции силы. При продолжении этого процесса возрастет риск конфронтации и конфликтов, поэтому у вооруженных сил страны будет растущее значение в международных отношениях, говорится в документе.
В нем также указано, что политика силы становится потенциально опасная для стран, которые находятся географически близко к амбициозным региональным крупным властям, в том числе для Латвии, из-за чего требуется еще больше укреплять единство и военную мощь стран НАТО.
Недостаточные военные расходы европейских стран продолжают влиять на возможность адекватно реагировать и на военную угрозу стран Европы, и на кризисы вне ее территорий, сделали вывод разработчики Концепции госбезопасности, указав — хотя политическая воля США поддерживать мировой порядок уменьшается, военная зависимость стран Европы от США сохраняется и в сфере коллективной безопасности, и в области международных операций.
В концепции сказано, что под влиянием четвертой индустриальной революции появляются новые технологии, у которых важная роль не только в обороне государства, но и в жизни общества. Новые технологии, зависимость от социальных сетей и растущая технологическая зависимость общества уже сейчас меняют привычки использования общественного инцормационного поля и показывают новые слабости, раскрывая возможности для широких манипуляций.
В документе сказано, что террористические группировки и организации продолжают влиять на внутреннюю политику страны и международные отношения. В Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке существенно увеличилось число терактов. Вырос риск, что территористические организации заполнят ваакум власти в экономически и политически слабых странах, предложив альтернативу традиционным структурам госуправления.
Частные военные и оборонные компании стали частью современныех вооруженных конфликтов, отдельные страны de facto используют такие компании, чтобы достичь национальных амбиций, одновременно отрицая прямую связь с наемниками, сказано в концепции Минобороны Латвии. Эти компании — инструмент, предоставляющий услуги, например, логистику и слежку, оборону и обучение, которые традиционно обеспечивает государство.
В будущем может вырасти роль частных военных компаний в международной интервенции и создать риски безопасности, вмешиваясь в дела суверенных стран, предупреждают авторы концепции.
Одновременно в документе сказано, что глобальные изменения климата делают многие регионы мира необжитыми, провоцируя новые конфликты и миграцию людей, что прямым или косвенным способом влияет на безопасность Европы. Пандемии, техногенные кризисы и природные катастрофы могут особо тяжело затронуть не только Латвию, но и другие технологически и социально высоко развитые страны.
Пандемия Covid-19 подтверждает не только ранимость глобализированного мира, но и раскрывает серьезные риски в глобальной экономике. Концентрация производства жизненно важных товаров в кризисной ситуации создает серьезные проблемы безопасности с доставкой и снижает доступность таких товаров на рынке, указано в документе.
Глобальные тендеции свидетельствуют, что нынешнее равновесие сил изменилось и что сохранять мир и стабильность лишь дипломатическими и экономическими средствами становится все сложнее.
С постепенным снижением военных и технологических преимуществ Европы и Северной Америки, большую роль получат региональные центры власти, которые будут соревноваться за доминирование в междунароных отношениях. Вызовы, вызванные изменениями в международном порядке, застявляют не только продожать поддерживать единство стран-участниц, но и усиливать возможности национальной обороноы, указывают разработчики концепции.
Региональные угрозы
В разделе о региональных тендециях упомянуто, что с произошедшего в 2014 году нападения России на Украину на безопасность в регионе Балтийского моря в большей степени влияют вызывающие и агрессивные военные и гибридные действия России.
Россия широко влияла на выборы, общественное мнение и политиков, используя методы информационной войны и кибернападения. В действиях России четко видна будущая модель международных отношений - «все, за что нельзя получить наказание или ответную реакцию, разрешено», сказано в концепции Минобороны.
Авторы документа также указывают — Россия продолжает развиваться как авторитарное государство, главная сила которого — военные, а недавно начатые перемены в российской конституции только усиливают существующие процессы — экономическую стагнацию, зависимость страны от цен на природные ресурсы и снижение уровня жизни общества.
Российская экономическая отсталось конпенсируется усилением культа Второй мировой войны и 9 мая, демонстрацией военной мощи, а также тайным влиянием на внутрение процессы демократических стран, указано в концепции.
Распространяемое среди жителей России мнение, что вокруг одни враги, продолжает быть важным аргументом в оправдании социально-экномических проблем. Война на Украине, а также попытки уменьшить независимость Белоруссии указывают на растущие амбиции России, считают авторы концепции, прогнозируя, что в будущем обозначатся все более серьезные попытки изменить геополитичсекую ситуацию в Европе, не исключая возможность применения военных сил.
Контролируемые российским государством медиа осознанно культивируют негативный образ Латвии, где латыши и госуправление изображаются как русофоские и нацистские. В результате, как свидетельствуют опросы общественного мнения, в российском обществе уже долгое время Латвия воспринимается как один их главных врагов России. В России осознанно поддерживает необходимая почва, чтобы оправдать агрессию против Латвии, поясняется в концепции гособороны Латвии.
Авторы документа предполагают, что Россия продолжит показывать Латвию как несостоявшуюся страну, чтобы замаскировать как исторический социально-экономический ущерб, который Советский Союз причинил оккупированным странам, так и неспособность сегодня обеспечить обществу высокий уровень жизни.
В последние годы Россия вкладывает огромные средства и развивает военные силы в стратегическом направлении на запад, создавая новые подразделения, вводя совеременное вооружение, а также укрепляя военные части в Калининградской области. В военных учениях большой акцент делается на мобильность сил, высокую готовность блокировки путей в Балтийском море и воздушном пространстве региона, указано в документе.
В то же время Россия не может себе позволить в полной мере глобальную конвенциональную войну с НАТО, поэтому более реальная возможность — гибридная война и внезапное нападение, чтобы заполучить какую-то территорию, как это было реализовано в Грузии и на Украине, говорят авторы концепции, добавляя, что в случае необходимости может последовать угроза применения тактического ядерного оружия.
Хотя война на востоке Украины не закончилась, постепенно обозначилась «усталость» из-за нерешенных войной проблем. В этой связи отдельные страны Европы высказывают желание выбрать экономические выгоды против демократических принципов, показав таким образом желание восстановить отношения с Россией, какими они были до 2014 года. Об этом говоят тенденции мирового сотрудничества, вызванные кризисом Covid-19, поэтому можно прогнозировать рост российских действий, направленных на восстановление сотрудничества с западными странами, прогнозируют авторы.
Они также указывают, что мероприятия по сдерживанию с 2014 года в виде развития национальных сил и размещения сил НАТО в Балтийском регионе уменьшили угрозы.
Безопасность стран Балтии в большей степени будет заиеть от возможности продолжать совершенствовать Национальные вооруженные силы и от коллективной обороны НАТО, поскольку нестабильность внутренней политики России и внешнеполитические амбиции и в будущем могут заставить искать слабые цели, против которых можно направить агресию, сказано в документе.
За время с 1995 года для каждого периода было подготовлено 7 концепций обороны Латвии. Нынешняя концепция была утверждена в 2016 году. Новая концепция будет рассмотрена в правительстве и ее должен будет утверить Сейм.
Перевод BB.lv