"Воздействует на ситуацию в регионе Балтийского моря"
"Вызывающая и агрессивная военная и гибридная активность" РФ, по оценке латвийского Министерства обороны, оказывает влияние на выборы в иностранных государствах, общественное мнение и политиков, с применением приемов информационной и кибервойны. "В России возрастает преследование диссидентов, происходит демонстрация военной силы, которая еще недолгое время назад воспринималась как реликт холодной войны. В действиях России ясно усматривается подход — все, за что нельзя получить наказание или ответную реакцию, разрешено".
Кроме дежурной "агрессии в Украине", документ латвийских военных упоминает и "попытки уменьшить независимость Беларуси" — все это "указывает на возрастающие амбиции России". "В будущем обозначатся все более серьезные попытки изменить геополитическую ситуацию в Европе, не исключая возможности применить военную силу". Авторы Концепции внимательно следят за образом Латвии в российском общественном мнении, и приходят к выводу, что она "воспринимается как один из главнейших противников России".
"Россия также в дальнейшем будет стараться преподнести Латвию как враждебно настроенное, но одновременно неудавшееся государство, чтобы оправдать свою направленную на конфронтацию политику", — отмечает Минобороны ЛР. В Кремле считают, что тем самым могут "скрыть от своего общества обстоятельства, что жители Балтии после распада Советского Союза достигли более высокого уровня благосостояния".
Секрет латвийского благоденствия, впрочем, не утаить в мешке — десятки тысяч россиян за последние годы побывали у нас, и в социальных сетях разошлись как запахи кофе в узких улочках Старой Риги, так и руинированные здания в самом историческом центре, и обилие бомжей… Ну а интегрировавшиеся в местное общество россияне с ВНЖ ежедневно выкладывают свои позитивные и негативные оценки местной бюрократии и социально–экономической системы. Так что вряд ли Минобороны ЛР следует полагать, что сознание народа РФ формируют одни только федеральные телеканалы. В эпоху, когда у каждого в кармане свое Информбюро, и всякий может стать политическим обозревателем, "мягкая власть" окончательно децентрализуется.
На западном направлении…
А вот традиционное измерение стратегии — опора на вооруженные силы, остается. Поэтому Минобороны Латвии подтверждает, что "в последние годы Россия вложила большие средства и развила военные возможности на западном стратегическом направлении, создавая новые соединения, модернизируя вооружения, а также укрепляя размещенные в Калининградской области военные подразделения".
Согласно оценке официальной Риги, "в военных учениях и развитии возможностей большой упор делается на мобильность сил, подразделения высокой готовности и блокирование морских и воздушных путей Балтии". "Одновременно Россия не может позволить полномасштабную глобальную конвенциональную войну с НАТО. Поэтому реальнейшими разрабатываемыми Россией сценариями являются гибридная война и внезапное нападение, чтобы захватить какую–то территорию, как это было осуществлено в Грузии и Украине. Россия демонстрировала готовность в случае необходимости использовать или угрожать использовать ядерное оружие".
Тактикой РФ, в видении ведомства А. Пабрикса, являются "попытки расколоть единство государств НАТО и Европейского союза… чтобы, сотрудничая с отдельными государствами–участниками, достичь уменьшения политического давления и отмены санкций". Необходимо крепить "солидарность и единство", дабы "ясно подтвердить России, что попытки раскола будут безуспешны".
Латвийские стратегические эксперты полагают: "С 2014 года мероприятия сдерживания в Балтийском регионе, как развивая национальные возможности, так размещая силы НАТО, уменьшили угрозу. Безопасность и оборона Балтийских государств будет зависеть от способности продолжать совершенствовать национальные вооруженные силы и коллективную безопасность НАТО".
Судя по всему, документ готовился загодя, и в нем не получили должного рассмотрения сценарии обострения вокруг соседней Белоруссии. Так или иначе, в ближайшее время Латвия, как и Североатлантический альянс станут перед новой дилеммой — впервые после Крыма.
Николай КАБАНОВ.