Да, главе правительства активно оппонировала министр здоровья Илзе Винькеле ("Для развития/За!"), уверявшая, что при проведения марафона будут соблюдены все рекомендации эпидемиологов и марафон не создает опасности заражения Covid–19.
Винькеле против Кариньша
Дискуссия на сей счет затянулась в минувшую пятницу до позднего вечера. Причем сперва премьер, столкнувшись с неистовым сопротивлением госпожи Винькеле, уже было сдался и, кажется, был готов закрыть тему, то есть не принимать решение о запрете проведения марафона. Однако под давлением нескольких министров вопрос о марафоне был возвращен в повестку дня внеочередного заседания Кабмина.
"Ясно, что во время столь массового мероприятия будет толчея и несоблюдение установленных ограничений. Наши службы не смогут обежать тысячи людей и оформить протоколы", — предупредил глава МВД Сандис Гиргенс (KPV LV) и выразил недоумение, зачем в условиях резкого роста заболеваемости коронавирусом устраивать забег с участием 15 тысяч человек.
"Мы видим, что в Латвии резко растет заболеваемость Covid–19. Скажите, ну разве в этих условиях проводить марафон в Риге — это умное решение?" — обратился к коллегам по правительству и к самим организаторам марафона господин Кариньш.
Когда премьер уже хотел было принять решение о запрете марафона, последовали возражения от сотрудников Госканцелярии, которые напомнили, что марафон — это вообще–то частное мероприятие, и если правительство его запретит, то организаторы оспорят данное решение в Конституционное суде. Ряд министров выразили опасения, что организаторы потом взыщут ущерб с самих министров — за правовой беспредел.
Лучше бег на месте
Главе правительства пришлось объявлять перерыв в заседании, чтобы придумать, как юридически правильно запретить марафон. Примечательно, что министр здоровья И. Винькеле до последнего настаивала на том, что марафон должен состояться. Но в итоге большинство взяло вверх — по совету юристов правительство приняло решение ограничить публичные мероприятия путем внесения дополнений в специальный "Закон об мероприятиях по обеспечению эпидемиологической безопасности с целью ограничения распространения инфекции Covid–19".
Принятые в пятницу вечером изменения в этот закон предусматривают запрет на организацию мероприятий на открытом пространстве, в которых участвуют более 300 человек и происходит активное движение людей — например, забег, марафон… Запрет будет действовать до 31 декабря.
Кто заплатит за запрет?
Организаторы мероприятия сразу же после объявления этого решения Кабмина заговорили о компенсациях. Мол, марафон запрещен в последний момент и должен действовать принцип правовой предсказуемости.
Этот пассаж все–таки требует отдельного комментария. Да, спору нет: организаторы понесли определенные материальные издержки. Однако это тот случай, когда они, простите, сами виноваты в случившемся. Как известно, ежегодный марафон планировался на май, но из–за пандемии был отменен. В мае, напомним, действовал режим чрезвычайной ситуации и марафон фактически отменили "по умолчанию". Логика подсказывает, что если и проводить забег, то летом — например, в июле, когда заболеваемость коронавирусом находилась на минимальном уровне и режим ЧС уже был отменен.
Но почему–то было решено провести марафон в октябре, хотя все эпидемиологи и инфекционисты в один голос предупреждали о неизбежности осенью второй волны Covid–19. Рост заболеваемости в Латвии начался уже со второй половины сентября. Рекорды же по темпам прироста заражения Covid–19 наша страна начала бить уже с конца сентября — начала октября. Целый ряд европейских стран уже заранее отменили аналогичные марафоны. Чего, собственно, ждали организаторы рижского мероприятия? Чуда? Или они всерьез были уверены, что, пригласив на марафон 15 тысяч участников и неограниченное число зрителей, можно избежать рисков заражения коронавирусом?
В ожидании ЧС
Понятно, что ни о какой компенсации не может быть и речи, поскольку страна, да и весь мир, живет нынче в условиях форс–мажора. Ситуация меняется не только каждый день, но и каждый час.
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать и очень скорое возвращение в Латвию режима чрезвычайной ситуации. "Косметические" меры в виде ношения масок в общественном транспорте и запрет танцев и дискотек в кафе и барах едва ли способны сдержать распространение коронавируса.
Абик ЭЛКИН.