Более того, Гиргенс и Витенберс, как можно понять по их публичным заявлениям, и на самом закрытом заседании кабмина высказывались против режима ЧС. Однако решение об объявлении в стране чрезвычайной ситуации было принято… единогласно.
Правда, по словам господина Витенбергса, он потребовал внести в протокол свое особое мнение, заключавшееся в том, что если вводится ЧС, то необходимо одновременно с этим и утвердить четкий план поддержки тех отраслей, которые от этих ограничений пострадают. Поскольку протокол закрытого заседания кабмина пока засекречен, подтвердить эти слова министра не представляется возможным.
Страхи Кариньша
Вообще вокруг этого закрытого заседания кабмина происходило много интересного. По слухам, премьер Кариньш до самого утра пятницы опасался, что его предложение о ЧС не получит поддержки большинства министров. Опять–таки по неофициальной информации, глава правительства даже был вынужден заверить "Для развития/За!", что полностью доверяет министру здоровья от этой политической силы Илзе Винькеле и что у него даже и в мыслях не было требовать ее отставки.
Напомним, что накануне Кариньш в интервью журналу IR набросился на госпожу Винькеле с жесткой критикой. Лидеры "Для развития/За!" в долгу не остались и в ответ обвинили премьера в плохом руководстве правительственным кораблем. Независимый депутат Гобземс тут же начал распространять слухи о планах премьера уволить И. Винькеле.
Перед заседанием премьер поспешил заявить, что он готов и дальше работать со всеми нынешними министрами своего правительства. Видимая часть конфликта на этом, судя по всему, была исчерпана. В обмен на это примирительное заявление Кариньша министры "Для развития/За!" проголосовали за режим ЧС.
Едим дома
Еще один интересный поворот произошел уже на этапе обсуждения в правительстве новых ограничений. Сам проект решения об объявлении чрезвычайной ситуации предполагал лишь ограничить время работы общепита — кафе и рестораны не могли открыться раньше 6 утра и должны были закрыться для посетителей не позднее 19.00. После этого заведения общественного питания могли только продавать еду навынос.
Но в итоге министры проголосовали за более жесткие ограничения, как, например, в Германии, Австрии и США: рестораны, кафе и бистро с сегодняшнего дня вообще не имеют права принимать посетителей. Они могут лишь продавать еду с собой и развозить пищу по домам и офисам. Министр внутренних дел С. Гиргенс предупредил, что в результате такой драконовской меры без работы останутся несколько тысяч человек: официанты, бармены, кухонные работники, охранники…
Согласитесь, на этом фоне странно слышать заявление министра юстиции Яниса Борданса о том, что введение ограничения являются достаточно мягкими. Какие же тогда ограничения он считает жесткими? Введение всеобщего карантина, когда латвийцы смогут, как это происходило во многих странах, выходить только погулять с собачкой и дойти до ближайшего продуктового магазина и аптеки? Напомним, что весной кафе и ресторанам хоть и с ограничениями, но позволяли работать.
Правительство разрешило лечиться
Впрочем, определенные уроки из весеннего режима ЧС правительство извлекло. Так, на сей раз власти решили не ограничивать амбулаторную медицинскую помощь. И это абсолютно правильно!
Люди болеют не только ковидом, и если не оказывать им квалифицированную помощь в поликлиниках и частных медучреждениях, то в итоге смертность от других заболеваний, прежде всего хронических, в разы превысит смертность от коронавируса.
Ну а денежки потом…
Впрочем, не от всех весенних ошибок правительству удалось избавиться. Так, и в марте, когда первый раз вводился режим ЧС, и в минувшую пятницу решение о чрезвычайной ситуации принималось "изолированно" от программы поддержки бизнеса и наемных работников. Извините, но уже во вторник, 3 ноября, если верить премьеру Кариньшу, министры "концептуально договорились о принятии в пятницу решения о введении ЧС". Таким образом, у министерств было по меньшей мере 48 часов для того, чтобы подготовить конкретные предложения по поддержке экономики ЛР и латвийцев. Тем более что можно было взять за основу аналогичные решения образца марта–апреля сего года.
Однако вместо этого в пятницу правительство рассмотрело лишь информационное сообщение о возможных мерах поддержки. Конкретики никакой, только общие слова о восстановлении выплат пособий по простою с необходимостью усовершенствования механизма этих выплат, а также о том, что следует помочь бизнесу с оборотными средствами…
Теперь нам обещают ясность с механизмом поддержки завтра, на внеочередном заседании кабмина. При этом жесткие ограничения вступили в силу уже сегодня.
Наряду с выплатой пособий и предоставлением оборотных средств компаниям малый и средний бизнес будет нуждаться и в средствах на оплату коммунальных платежей и аренды офисов и мест в торговых центрах. Наверняка снова придется предоставлять компаниям налоговые и кредитные каникулы, вводить мораторий на подачу исков с требованием начать процесс неплатежеспособности должников — физических и юридических лиц…
В любом случае очевидно, что государству придется открывать карман очень широко, ведь даже самые оптимистически настроенные политики понимают: введенные ограничения едва ли будут отменены в этом году — пандемия затянется минимум до весны. По крайней мере, если в январе–феврале не начнется массовая вакцинация.
Абик ЭЛКИН.