Общепит закрыли эпидемиологи?
При этом премьер Кришьянис Кариньш категорически отвергает обвинения в том, что введенные ограничения носят политической характер. По словам премьера, правительственное решение базировалось исключительно на рекомендациях эпидемиологов. Вполне вероятно, вот только непонятно, почему те же эпидемиологи до сих пор не объяснили, зачем было запрещать кафе, столовым и ресторанам принимать посетителей хотя бы по рабочим дням до 19.00, как изначально и планировалось? Где логика?
Напомним, что предприятиям общепита с понедельника и аж до 6 декабря (минимум!) позволено лишь продавать еду навынос. Весной же можно было сидеть за столиками по два человека при условии, что расстояние между столиками не менее двух метров. Если учесть, что посетители, до момента приема пищи, находятся в кафе и ресторанах в масках и действительно сидят за столиком или одни, или вдвоем, то где, простите, риск заражения? Зато после нынешнего решения правительства риск заражения многократно возрос, ведь работники офисов и предприятий, покупая еду навынос, вынуждены обедать в узком помещении офисной кухни. Как заметили наши читатели, теперь в этих кухнях обедают толпы сотрудников. Разумеется, без масок. Длительное нахождение нескольких людей в замкнутом пространстве — это как раз то, что очень любит коронавирус.
А KPV LV против
Против подобных ограничений в работе общепита на пятничном заседании правительства высказались по меньшей мере три министра — все представляют KPV LV. Однако, насколько можно понять, настойчивости и политической силы им не хватило. В своей беспомощности расписались и депутаты сейма от фракции KPV LV, которые на внеочередном заседании парламента даже не попытались добиться отмены данного абсурдного ограничения.
Справедливости ради заметим, что в этот вторник глава МВД Сандис Гиргенс направил в Госканцелярию свои предложения, которые предусматривают, с одной стороны, большие штрафы за обслуживание посетителей без масок (до 5000 евро), а с другой — возможность возобновления работы кафе, бистро и ресторанов, а также салонов красоты. Правда, непонятно, почему министр пошел столь длинным путем — можно было сразу же обсудить свои предложения на правящей коалиции и в случае успеха включить эти поправки в повестку дня ближайшего заседания кабмина.
Границы поздно закрывать
Очевидно, что KPV LV не обладает большим влиянием на правительство. Впрочем, и куда более опытные и влиятельные политики TB–Visu Latvijai! не смогли протащить свое предложение о закрытии границ и прекращение любой миграции, включая запрет въезда в страну даже по видам на жительство. Так или иначе, но с этим своим предложением политики нацобъединения запоздали минимум на месяц — теперь заражение коронавирусом уже давно происходит не от иностранных гостей, а через латвийцев.
Эпидемиологи признали, что уже минимум 10 дней мы наблюдаем трансмиссию вируса внутри латвийского общества. В 50% случаев заразившиеся не в состоянии указать возможный источник заражения и даже предположить, от кого и где они могли подхватить вирус.
Историческое решение
Ну а пока все введенные ограничения, судя по всему, будут действовать минимум две недели — раньше едва ли стоит ждать позитивных изменений в борьбе с коронавирусом. При любом раскладе правительство уже приняло решение оказывать финансовую помощь пострадавшим отраслям с 9 ноября по 31 декабря, то есть с запасом. Нужно признать, что впервые в новейшей истории Латвии власти пошли на беспрецедентный шаг — субсидирование зарплат. До сих пор подобные меры финансовой интервенции в частный бизнес применяли только большие страны ЕС — Германия, Италия, Франция, Великобритания Впрочем, пока еще четко неизвестен порядок выделения коммерсантам подобных субсидий — это станет ясно в начале декабря. Вероятно, перечислением средств на зарплаты поручат заниматься Службе госдоходов.
Все это потребует солидных затрат из средств Госкассы. Средства же эти, как подчеркнул во вторник после заседания правительства глава минфина Янис Реирс, заемные. То есть их придется отдавать. А значит, госдолг продолжит расти. Министр установил и предельно допустимый размер госдолга — не более 52% от ВВП. К этой цифре мы уже вплотную приблизились. И если чрезвычайная ситуация продолжится и в следующем году, то объем госдолга станет опасно большим.
Брюссель нам поможет?
Правда, в следующем году на восстановление экономики нам уже будут доступны средства из соответствующего фонда ЕС. Если будут толковые проекты, которые получат одобрение Брюсселя, то Латвия сможет освоить более 2 миллиардов евро. Смогут ли эти "подарочные" деньги смягчить удар от пандемии по экономике и доходам казны? Маловероятно, ведь уже с января, как можно ожидать, значительно вырастет безработица и сократится собираемость всех налогов. К тому же сегодня очень трудно прогнозировать объем дополнительных расходов — в частности, на систему здравоохранения и на обеспечение, если до этого дойдет, всеобщей вакцинации населения. Вчера, кстати, премьер заверил, что американо–германскую вакцину от коронавируса, испытания которой только что завершились, Латвия получит одновременно с другими странами ЕС. Вопрос лишь в том, когда этот счастливый момент наступит.
Пока же очевидно, что режим ЧС затянется до января. Глава комиссии сейма по социальным делам врач Андрис Скриде уже предположил, что рождественские и новогодние праздники латвийцам придется отмечать исключительно дома, причем в рамках одного домашнего хозяйства. Ясно, что никаких массовых увеселительных мероприятий, тусовок и елочек в этом году не будет.
Абик ЭЛКИН.