За несколько часов до этого приглашения на ковер новые консерваторы распространили заявление с жесткой критикой правительства Кариньша. "Принятые правительством в последние недели решения были недостаточными. Неспособность в период зимних отпусков (каникул) принять смелые решения по ограничению распространения вируса в ближайшие месяцы будет создавать угрозу для жизни сотен и тысяч латвийцев. И хотя подготовка ко второй волне вируса проводилась еще с лета, до сих пор ни общество, ни члены правительства не ознакомлены с ясным и четким планом по искоренению Covid–19", — говорилось в заявлении Новой консервативной партии.
Читая этот документ, можно было подумать, что его авторы — активные оппозиционеры, которые негодуют, причем совершенно справедливо, по поводу действий правительства во время второй волны пандемии. Сложно не согласиться с прозвучавшими в этом документе оценками: принимаемые правительством Кариньша решения действительно были запоздалыми, зачастую лишенными всякой логики, а потому изначально обреченными на провал. Вместо того чтобы представить обществу четкий план преодоления смертельно опасного вируса, власти выходили с какими–то невразумительными комментариями: мол, сейчас мы все сплотимся, будем соблюдать дисциплину, введенные ограничения, кого–то вакцинируем, и тогда наступит долгожданное избавление от вируса.
А где вы сами были?
Гнев новых консерваторов абсолютно оправдан… Вот только есть один нюансик: НКП входит в правительственную коалицию. Более того, лидер этой партии Янис Борданс имеет в правительстве статус вице–премьера. Наряду с ним в кабмине трудятся еще два представителя НКП — министр образования Илга Шуплинска и глава минсообщения
Талис Линкайтс. Новые консерваторы занимают руководящие посты в ключевых комиссиях сейма — в частности, возглавляют юридическую комиссию и комиссию по обороне и внутренним делам. Спрашивается: а где все это время были депутаты и министры от НКП? Не они ли обсуждали на закрытых коалиционных и правительственных заседаниях все принимаемые решения по борьбе с Covid–19? Не они ли отвергали все альтернативные предложения оппозиции, которые могли бы помочь в борьбе с коронавирусом?
Впрочем, своим демаршем новые консерваторы не изобрели велосипед — почти в каждом правительстве Второй республики были свои "внутренние оппозиционеры". Кстати, в нынешнем кабмине такую роль попытались сперва сыграть представители KPV LV. Но у них, прямо скажем, это не очень хорошо получилось. Да и потом, министры от данной партии много сил и энергии были вынуждены тратить на разборки внутри своей же политической организации.
Две недели на работу над ошибками
И вот теперь мундир внутренней оппозиции примерили на себя члены партии Борданса. Получилось весьма убедительно: уже 31 декабря ближе к вечеру новые консерваторы гордо сообщили, что премьер Кариньш и министр здоровья Винькеле фактически приняли все упреки и критику и согласились провести работу над ошибками.
Через две недели госпожа Винькеле пообещала отчитаться по поводу дальнейшего плана вакцинации от Covid–19. Насколько можно понять, министру здоровья дали 14 дней на то, чтобы договориться с изготовителями вакцин о резком увеличении поставок. Ведь Латвия фактически провалила первый этап снабжения жителей вакцинами. Как отметили новые консерваторы, Латвия заказала пока только 97 500 вакцин, а значит, можно будет привить менее чем 50 тысяч жителей. В свою очередь, Литва уже договорилась о поставках 1,2 миллиона доз вакцины Pfizer, а Эстония заказала 600 тысяч доз. Почувствуйте разницу.
Демарш ради демарша?
Сам же демарш новых консерваторов вызвал еще больше вопросов, чем прежде. Есть ли у партии Борданса какой–то свой план, своя стратегия борьбы с коронавирусом? Если да, то предлагалась ли эта стратегия коалиционным партнерам? И в чем эта стратегия заключается? В введении локдауна или, наоборот, в смягчении существующих ограничений, но при условии, что осуществляется жесткий контроль за соблюдением этих ограничений?
Создается ощущение, что это был демарш ради демарша, и едва ли данный "бунт на корабле" повысит эффективность работы правительства Кариньша.
Абик ЭЛКИН.