Министры погрязли в дискуссиях
Да, такова реальность: пока народ ждал дальнейшего смягчения ограничений, в правительстве зрела мысль об их ужесточении. Скоро нас всех могут принудительно заставить работать исключительно из дома. "Приходит понимание, что существующих ограничений уже будет недостаточно", — заявил вчера в прямом телеэфире премьер Кришьянис Кариньш ("Новое Единство").
А накануне Кабинет министров почти пять часов (с учетом часового перерыва) обсуждал в открытом режиме ситуацию с распространением Covid–19 и возможную дальнейшую тактику властей. Самое удивительное, что никаких решений на заседании правительства принимать не планировалось. Причина банальна: не было проектов, за которые члены кабмина могли бы проголосовать. "Мне бы очень не хотелось, чтобы заседания правительства превратились в некий семинар, в дискуссионный клуб. Считаю, что надо пересмотреть систему нашей работы, принятия решений", — заявил в ходе заседания кабмина глава минобороны Артис Пабрикс ("Для развития–За"). Он выразил недоумение, почему заседавшая накануне группа оперативного управления ни о чем не договорилась и не внесла в правительство те или иные проекты для обсуждения. "Они, насколько мне известно, дискутировали пять часов, но так ни к чему и не пришли", — заметил А. Пабрикс.
Группа неоперативного управления
"Я тебя, Артис, вынужден огорчить — они дискутировали даже не пять, а целых семь часов. Но давайте не будем себя обманывать: оперативная группа состоит главным образом из госсекретарей, которые обычно всегда смотрят в рот министрам. И озвучивают то, что им сказали министры", — весьма откровенно заявил Кр. Кариньш.
Пабрикса поддержал министр юстиции Янис Борданс, который призвал заменить состав группы оперативного управления и сделать ее работу более эффективной. На это глава правительства даже не отреагировал. Что и понятно: рабочие группы обычно для того и создаются, чтобы чиновники утонули в бесплодных дискуссиях. Это своего рода метод выпускания пара "недовольными" министрами и их подчиненными. Например, какой–то министр хочет добиться смягчения ограничений. Вопрос выносится на обсуждение оперативной группы управления, которую на самом деле следует переименовать в группу неоперативного торпедирования инициатив. После долгих споров группа приходит к выводу, что… договориться не удалось. И министр, требовавший смягчения ограничений, остается с носом. Мол, чиновники еще обсуждают детали, надо потерпеть…
Так или иначе, но в итоге вторничные заседания кабмина тоже превращаются главным образом в дискуссии министров и приглашенных экспертов. Последнее заседание, 2 марта, исключением не стало. Впрочем, назвать это заседание бесполезным никак нельзя. Фактически это была психологическая подготовка населения к худшему. Главный эпидемиолог Юрий Перевощиков после ознакомления министров со свежими статистическими выкладками по распространению Covid–19 приступил к подробному повествованию о "зонах риска" в смысле заражения коронавирусом и о том, какие ограничения являются достаточно эффективными. Особый упор он на сей раз сделал на теме заражения на рабочих местах. Уже вскоре стало понятно, что новый удар — то есть новые ограничения — коснется именно рабочих мест. Ю. Перевощиков говорил о том, что на работе люди активно "тусуются" — прежде всего во время перекуров и особенно обеденных перерывов. Понятно, что скопление людей на рабочей кухне — в стесненных обстоятельствах, в замкнутом пространстве — очень способствует заражению.
Вместо старых ошибок — новые
Но не само ли правительство способствовало такой ситуации, закрыв рабочие столовые и запретив есть в кафе, столовых и бистро? Прошлой весной, как мы помним, кафе, рестораны и столовые могли обслуживать посетителей на месте при условии, что за столиками сидят не более двух человек и расстояние между столиками не менее двух метров. И эта система оказалась эффективной. Зачем было ее менять? Фактически работникам больше негде поесть, как только в своем офисе, цеху, обеденном зале предприятия и т. п. Власти сами способствуют "тусовкам"!
Однако вместо работы над ошибками в правительстве зреет план по новым ошибкам. Минздраву и уже упомянутой группе оперативного управления дано задание уже к заседанию коалиционного совета в следующий понедельник, 8 марта, подготовить варианты введения новых ограничений. Основание — стремительное распространение в Латвии британского штамма Covid–19, который, как уже доказано, является более заразным и поражает одномоментно целые семьи. Так, в частности, минздрав с подачи экспертов–эпидемиологов предлагает правительству запретить и частным компаниям работать очно.
Отметим, что и сейчас, с введением 6 ноября прошлого года чрезвычайной ситуации, правительство призвало латвийцев по возможности работать удаленно. Теперь же рекомендация может превратиться в требование. На принудительную удаленку предлагается отправить все те компании, которые не занимаются производством и не оказывают экстренных (аварийных) услуг — фирмы по обслуживанию электросетей, отопительных систем и водопровода, охранные фирмы и т. п. Что же касается производств, то власти намерены добиваться перехода этих цехов на посменную работу, чтобы сократить одномоментное нахождение работников в одном помещении…
Удалёнка покончит с экономикой
Судя по всему, за несоблюдение этого требования по удаленной работе юридические и физические лица могут быть отштрафованы на кругленькую сумму — до 5000 евро. Представители ассоциации экспортеров вчера уже предупредили правительство, что принятие подобных мер добьет экономику и пока еще живую сферу экспорта. Да и потом, кто будет компенсировать частным предпринимателям убытки, вызванные такой принудительной работой на удаленке? Каждый бизнес имеет свою специфику, и иногда без очных встреч, переговоров, просто невозможно эффективно работать. Или правительство готово освободить фирмы, пострадавшие от принудительной удаленки, от уплаты налогов?
Понятно, что этого не произойдет. А значит, экономику ждет коллапс. Впрочем, сперва еще сторонникам тотальной удаленки — премьеру Кариньшу и министру здоровья Даниэлу Павлютсу ("Для развития–За") — нужно убедить остальных министров в необходимости принятия такого решения. По слухам, министры от KPV LV могут проголосовать за принудительную удаленку только на основе компромисса — например, при одновременном запрете на работу в офисах разрешить при этом работать маленьким магазинчикам.
Границы на замке?
Принуждением к удаленке правительство может не ограничиться. Если британский мутирующий вирус реально приведет к третьей волне пандемии в Латвии, то власти будут готовы ввести и "литовский вариант". А именно: ограничение на выезд и въезд между самоуправлениями. Иными словами, рижане не смогут без веских оснований покинуть пределы города на общественном и личном транспорте. Если только они не направляются на работу и эта работа не может быть сделана удаленно. В свою очередь, и жителям, например, Гаркалне или Бабите въезд в столицу будет заказан, если речь идет не о работе, лечении или других неотложных делах.
Подчеркнем: этот территориальный локдаун власти рискнут ввести только в самом крайнем случае, ведь создание блокпостов на границах самоуправлений не только приведет к невероятным транспортным заторам, но и потребует привлечения огромных человеческих (полиция, армия, Земессардзе) и финансовых ресурсов.
Полный локдаун
В недрах минздрава рассматривается и "итальяский вариант" полного локдауна, когда люди могут дойти только до ближайших магазина и аптеки и приобрести лишь самые необходимые товары. Этот сценарий сегодня тоже исключить нельзя, если количество госпитализированных с британским штаммом в сутки будет зашкаливать и система здравоохранения не сможет справиться с таким потоком больных.
Очевидно, что появление вакцин для Латвии не стало пока светом в конце тоннеля, поскольку их катастрофически не хватает и массовая вакцинация начнется в лучшем случае в мае–июне. Еще раз следует упомянуть, что для формирования более–менее крепкого иммунитета от Covid необходимо сделать две прививки — с интервалом в три недели. Так что ничего позитивного в борьбе с коронавирусом нас раньше августа–сентября не ждет.
Всё случится 15 марта?
Новые ограничения могут быть приняты правительством на следующей неделе — скорее всего, на заседании в четверг, 11 марта, или, если потребуется, в пятницу, 12 марта. Вступить же в силу они могут 15 марта.
"Динозавры вымерли, поскольку не смогли подстроиться (под изменившиеся обстоятельства. — Прим. автора)", — напомнил на заседании правительства Артис Пабрикс. Остается надеяться, что латвийцев не постигнет судьба динозавров…
P. S. В среду на встрече правительства с социальными партнерами (профсоюзы, Торгово–промышленная палата и Конфедерация работодателей) дискуссия о третьей волне проходила на весьма повышенных тонах. Социальные партнеры, мягко говоря, были не в восторге от планов по принудительной удаленке. Впрочем, львиная часть разговора касалась собственно самого британского штамма. Представители работодателей потребовали более четкого научного анализа. Министр здоровья пообещал на следующее заседание пригласить эпидемиологов. Но очевидно, что социальные партнеры едва ли поддержат новый план драконовских ограничений.
Абик ЭЛКИН.