"Белое пятно" в Европе
Ваш автор задал присутствовавшим на заседании Комиссии вопрос — каким образом получилось так, что наши новые балканские партнеры, не являясь членами еврозоны, применяют евро в качестве платежного средства? Нилс Сакс, руководитель Фискального департамента минфина, признал, что Косово наряду с Черногорией использует евро, впрочем, как и доллар: "Такая практика существует. Они не участвуют в Европейском центральном банке, но не имеют и своей монетарной политики".
Тем самым и Латвии в том числе приходится нести косовский чемодан без ручки — мы более десятилетия смиряли собственную экономику, дабы соответствовать критериям введения евро, а косовары вот так запросто получили его на блюдечке с голубой каемочкой, к тому же не платя ни цента в Европейский механизм стабильности, удерживающий курс евро!
Экспорт ростовщичества
Ну а кто же может стать субъектом нового договора? Ваш автор внимательно изучил раздел об отношениях с Косово, представленный на сайте МИД ЛР. Тут следует напомнить, что признала Латвия отторгнутую от Сербии в результате военной операции НАТО территорию практически моментально: 17 февраля 2008 года Приштина в одностороннем порядке провозгласила независимость, а уже 20 февраля последовало дипломатическое признание от Риги. Но что касается экономического раздела — то он совершенно пуст. Нету у нас в Косово ни экспорта, ни импорта оттуда.
Однако, как говорят, свято место пусто не бывает. Cайт Rebaltica рассказал о "быстром миллионере" из Лиепаи Айгарсе Кесенфелдсе, вместе с отцом Иварсом специализирующемся на микрокредитах. Его компания Monego развернула работу в Косово, выдавая деньги порой под 200%. Учитывая, что среди косоваров уровень бедности превышает 40%, от клиентов отбоя не было. К тому же данного рода бизнес властями вообще не регулировался.
Золотая жила предпринимателей, ранее баллотировавшихся (правда, безуспешно) в Лиепайскую думу от Tevzemei un Brīvībai/LNNK, начала закрываться в конце 2019 года, когда Центробанк Косово отобрал лицензию у Monego, мотивировав это угрозой национальной безопасности. Но продолжает действовать компания Mogo. Как же на это смотрит наш минфин?
— Это не государственное предприятие, — отреагировал замдиректора Департамента налогов на предприятия и международных налогов Андрейс Бирумс. Новый документ, по его мнению, поможет предотвратить наличие "белого пятна" на финансовой карте Европы именно потому, что в нем содержатся рамочные условия взаимодействия фискальных служб. Так–то оно так, но уж слишком в мутные воды входит сейчас латвийская дипломатия — поэтому ваш автор решил "воздержаться" при принятии вышеописанного документа. Его приняли 5 голосами за из 9 участников комиссии сейма.
НЕПРИЗНАНИЕ
Независимость Косово до сих пор не признали Сербия, Россия, Китай, Индия, Бразилия, Украина, Белоруссия, Аргентина, Индонезия, ЮАР, Испания, Словакия, Румыния — всего около 80 государств. 17 стран отозвали ранее сделанное признание.
Николай КАБАНОВ.