В заявлении члены группы утверждают, что они так и не дождались конструктивного взаимодействия, заинтересованности от правительства. Иными словами, в их советах премьер и министры не очень–то и нуждались. "Чтобы это сотрудничество приносило плоды, в основе работы группы экспертов должен быть заказ от правительства на академическую экспертизу. Но такого заказа так и не последовало", — сетуют академики.
Видимо, последней каплей, побудившей экспертов перестать оказывать правительству консультационную помощь, стал отказ властей от принятия еще в конце сентября жестких мер эпидемиологической безопасности.
Напомним, что еще 28 сентября, когда правительство впервые после лета вернулось к вопросу о новых–старых ограничениях, координатор этой группы академических экспертов Владислав Весперис предупредил: принимаемые кабмином меры выглядят слишком символически и никак не помогут затормозить распространение Covid–19. Но правительство предпочло это мнение экспертов "не услышать". В итоге ситуация с пандемией продолжала стремительно ухудшаться, и лишь в минувшую пятницу, как известно, кабмин принял куда более жесткие меры.
Власть лишилась философов и психологов
Отметим, что в группу наряду с эпидемиологами и представителями других медицинских профессий входят или, точнее, входили и экономисты, и социологи, и эксперты в сфере массмедиа, и психологи, и философы… В необходимости последних, конечно, можно усомниться, хотя в нынешней ситуации многие, от отчаяния, уже стали мыслителями и задумались о смысле жизни.
А если серьезно, то, скорее всего, это заявление академиков власти предпочтут не заметить. Как говорится, чем меньше советников и советчиков — тем легче работать. И так уже правительство явно перестаралось с количеством рабочих групп в условиях пандемии.
Страна советов
Судите сами. Кроме уже упомянутой группы экспертов из академической среды, на постоянной основе трудится стратегическая группа управления, состоящая из премьера, ключевых министров и социальных партнеров правительства — профсоюзов, Конфедерации работодателей и Торгово–промышленной палаты.
Еще одна группа — это группа оперативного управления, которая состоит из высших министерских чиновников, руководства Госканцелярии и приглашенных экспертов. Эта группа и пытается согласовать те или иные антипандемийные меры, которые затем предлагаются правительству. Группа оперативного управления фактически собирается чуть ли не каждую неделю — перед соответствующим заседанием кабмина.
Есть также и рабочий орган под названием кризисный совет, который опять–таки возглавляет премьер.
Влияние принимаемых ограничений на экономику и бизнес обсуждает рабочая группа под руководством главы минфина Яниса Реирса.
Вы еще не запутались? Тогда продолжаем! Есть еще политический совещательный формат — коалиционный совет, который заседает по понедельникам и обсуждает повестку дня предстоящих заседаний правительства и сейма. Хорошо что еще ликвидировали промежуточное правительственно–управленческое звено — комитет Кабинета министров. В противном случае премьер и министры просто запутались бы в бесконечных заседаниях и обилии советников и консультантов.
Автора в студию!
Как известно, количество не всегда перерастает в качество. И сейчас мы имеем именно такой случай — наличие целой армии экспертов вовсе не помогло правительству принять своевременные и логичные решения. Чего стоит только печально известное решение годичной давности о запрете продавать в магазинах отдельные товары. Ведь и у этого решения есть свои авторы — из этих самых групп советников.
Кажется, правительство вполне бы обошлось экспертной оценкой со стороны эпидемиологов и инфектологов, а также социальных партнеров. Иначе у властей просто не останется времени на принятие решений.
Абик ЭЛКИН.