Правительство Кариньша вчера, 12 октября, закончило работу над годовым бюджетом, за который несет полную ответственность. Это проект к закону о бюджете на 2022 год. Следующей осенью пройдут выборы в Сейм, что по закону предусматривает и смену правительства.
В обязанности нынешнего правительства входит подготовка проекта бюджета на 2023 год, который следующий парламент и правительство получат в наследство и смогут использовать или не использовать в зависимости от исхода выборов. Нет никаких юридических препятствий для того, чтобы Кариньш не перенял управление правительством сам у себя, если политики захотят интерпретировать волю своих избирателей таким образом. В недавнем прошлом три правительства Латвии подряд возглавлял Валдис Домбровскис, который потворствуя избирателям, увеличил государственный долг с 6,9 млрд евро в начале 2009 года до 9,1 млрд евро к концу 2013 года, что примерно совпадает со сроком жизни правительств Домбровскиса.
Как видим, Кариньш щедрее Домбровского. Нужно ли людям голосовать за Кариньша, чтобы заем денег и их дележ продолжались еще несколько лет? И возможно ли такое? Сопровождающие бюджет следующего года документы сигнализируют, что это не будет возможно. Конечно, на 2023 год запланировано увеличение долга с 17 до 17, 3 миллиардов евро. Однако такое увеличение уже будет близко к нулю по сравнению с тем, как страна растрачивает деньги, которые она заняла в этом году и продолжит растрачивать в следующем.
Практика этого года показывает, что большого значения у госбюджета нет, потому что правительство занимает и делит занятые деньги без ограничений, принятых в законе о бюджете. Согласно одной из пояснительных записок пакета законов о бюджете на 2022 год, "по данным Министерства финансов, общий дефицит бюджета в 2021 году может достичь 2,9 млрд евро или 9,3% ВВП, что в два раза больше, чем запланировано в законе о бюджете. Высокий дефицит обусловлен крупным пакетом поддержки Covid-19, влияние которого оценивается в 2,2 млрд. евро или 6,9% ВВП на этот год." В другом разделе Пояснительной записки указано, что "согласно "Закону о борьбе с распространением Covid-19", для обеспечения финансирования мер по смягчению и предотвращению последствий чрезвычайной ситуации, связанной с распространением Covid-19, министр финансов уполномочен брать в долг необходимые суммы от имени государства, выбирать инструменты и условия кредита, увеличивать верхний предел государственного долга на конец финансового года, установленный в законе о государственном бюджете на год, и определять отчисления на расходы и обязательства по управлению государственным долгом". Другими словами, не имеет большого значения, насколько громко будут спорить и голосовать за бюджет 2022 года депутаты в ближайшие недели, потому что фактически распределять деньги будет даже не правительство с Кариньшем, а Министерство финансов с Янисом Рейерсом во главе.
Следующий год не будет отличаться от этого, потому что "Дефицит общего бюджета на 2022 год прогнозируется на уровне 1,6 млрд евро, или 4,8% ВВП. Связанная с Covid-19 поддержка не исчезнет и в следующем году: национальное правительство и местные власти продолжат осуществлять проекты высокой готовности и предоставлять финансирование на закупку вакцин. Влияние поддержки на общий дефицит бюджета в следующем году оценивается в 263 миллиона". Другими словами, дефицит бюджета прогнозируется таким же, как и в этом году, и нет никаких признаков того, что правительство намерено удержаться в рамках этого дефицита. Как только появятся причины тратить больше, правительство будет тратить больше.
Значительная часть государственных расходов Латвии покрывается не только за счет долга, но и за счет дотаций Европейского Союза относительно бедному государству-члену. Среди огромной кипы документов по бюджету страны на 2022 год особенно примечательна следующая надежда:
«Ожидается, что финансирование из других стран в 2022 году вырастет, а в дальнейшем в средне дальней перспективе достигнет небывалого в истории размера, поскольку параллельного завершатся проекты планирования на 2014 -2020 годы и в активную фазу войдет реализация проектов на 2021-2027 годы, а также вступят в силу Механизмы для укрепления и оздоровления и реализация проекта “Rail Baltica”».
Министерство финансов и Госкасса заявляют, что трудностей с финансированием дефицита государственного бюджета не будет: "Соответственно, необходимое финансирование для покрытия общих финансовых затрат, в том числе для смягчения последствий вспышки Covid-19, будет обеспечено путем выпуска государственных долговых ценных бумаг на финансовых рынках и заимствования ресурсов у международных институтов".
В структуре долгов государства внешний долг остается крупнейшим компонентом, составляя 81% от общего объема государственного долга. Латвия готова выполнять свои международные обязательства до тех пор, пока ей удается погашать старые облигации и другие требования новыми выпусками облигаций на большие суммы. Пока нет никаких проблем с заимствованием средств для погашения основной суммы долга и процентов. В следующем году необходимо будет выплатить 166 млн евро процентов.