Ополчились все как один
За это решение проголосовали все члены правления, что в последнее время бывает нечасто, поскольку внутри руководства Общества врачей возникли серьезные разногласия — например, по вопросу вакцинации.
Что же все–таки произошло? Почему влиятельные медики страны так ополчились на министра здоровья? По неофициальной информации, глава минздрава уже давно не ведет прямой, постоянный диалог с Обществом врачей, считая его своего рода оппозиционной министру и его партии "Движение За!" силой. Однако последней каплей стала идея минздрава о мобилизации медиков из частной медицины для работы в больницах. По слухам, министр здоровья подобную инициативу своего ведомства не обсуждал ни с Обществом врачей, ни с экспертами, еще недавно работавшими под патронажем Госканцелярии, ни с Профсоюзом работников здравоохранения и социальной опеки. Кстати, этот профсоюз полностью солидаризировался с Обществом врачей в их требовании уволить Д. Павлютса.
Медики винят Д. Павлютса и в том, что руководимое им ведомство снова, как и год назад, при прошлом министре И. Винькеле, проспало лето — за почти четыре месяца вирусного затишья не были ни подготовлены ресурсы для создания дополнительных отделений, ни закуплено в достаточном количестве оборудование. И теперь министр здоровья вынужден просить срочной помощи у мирового сообщества. Как говорится, дожили.
Медики недовольны и тем, что главе минздрава даже в ситуации пандемии не удалось выбить около 46 миллионов евро на более значительное повышение зарплат медикам в следующем году.
В списке основных претензий Общества врачей к Павлютсу и его неспособность вынудить правительство своевременно принять жесткие ограничительные меры. Медики требовали ввести локдаун еще в первых числах октября. Однако их мнение было проигнорировано, а министр Павлютс позднее оправдывался тем, что "раньше ввести локдаун чисто политически не было никакой возможности".
Премьер не помог
Интересно, что премьер Кришьянис Кариньш ("Новое Единство"), реагируя на требование Общества врачей, даже не попытался защитить министра. Он заявил, что мнение Общества врачей воспринял очень серьезно и в момент подготовки этого материала в печать уже начал встречу с правлением этой влиятельной общественной организации. Рискнем предположить, что по итогам этой встречи премьер издаст резолюцию с требованием к Д. Павлютсу немедленно организовать коммуникацию и с Обществом врачей, и с профсоюзом медработников, и с экспертами. Очевидно, что коалиция нынче не настроена менять коней на переправе. Во–первых, потому, что это может привести к правительственному кризису (едва ли "Для развития/За!" проглотит второе снятие министра здоровья), а во–вторых — желающих рулить минздравом в период пандемийного кошмара может просто не найтись.
Примечательно, что со своей стороны, добиться отставки министра Павлютса пытается нынче независимый депутат сейма Марис Мичеревскис, который имеет зуб на все свое бывшее объединение "Для развития/За!". Тот же М. Мичеревскис в качестве возможного преемника Павлютса называет главу комиссии сейма по социальным делам, врача–кардиолога Андриса Скриде, который тоже входит в "Для развития/За!". Но он сам пока вовсе не изъявлял желания возглавить взрывоопасное министерство, к тому же, об этом мало кто знает, доктор Скриде в составе объединения "Для развития/За!" представляет собственную партию — "Партию роста" (Izaugsme), и не факт, что лидеры "Движения За!" и "Для развития Латвии" будут готовы отдать маленькой партии кресло министра.
Можно предположить, что Д. Павлютс останется на своем посту. Во всяком случае, в сейме для его отставки нет большинства. Единственная возможность добиться его смещения — это если вдруг сам Даниэлс Павлютс, поняв, что не имеет поддержки в медицинском сообществе, подаст в отставку. Но пока такая мысль министра еще не посещала.
Абик ЭЛКИН.