Напомним, что первую атаку на министра предприняли сами медики — большинство влиятельных организаций врачей выразили недоверие господину Павлютсу. Но он сам никуда уходить не собирался, хотя, по слухам, на это ему намекали даже однопартийцы. Коалиционные партнеры усмотрели в попытке уволить Павлютса риск правительственного кризиса, поэтому грудью встали на защиту министра здоровья.
В этой ситуации премьер Кришьянис Кариньш тоже не стал пороть горячку и позволил Д. Павлютсу продолжит работу. После чего эстафетную палочку у негодующих медиков перехватила сеймовская оппозиция — было собрано необходимое количество депутатских подписей под выражением недоверия министру здоровья. Впрочем, все понимали, что эта инициатива обречена на провал — правящие депутаты не позволят сместить министра. Сам Даниэлс Павлютс на пленарном заседании, посвященном его отставке, выступил с пламенной речью. Он посетовал на то, что Латвия не пошла по пути, например, Дании, где привилось 75% населения, что позволило этой столь же небольшой стране ЕС снять большую часть ограничений и вернуться почти к нормальной жизни.
Не ушёл ни тогда, ни сейчас
В нашей же стране народ не откликнулся на многочисленные призывы вакцинироваться, и вот он результат — жесткий локдаун через полгода после начала вакцинации всех желающих. "Мы потерпели неудачу…" — признал министр здоровья. Иными словами, фиаско потерпели все усилия правительства или точнее — минздрава по побуждению людей к вакцинации. За это приходится платить очень высокую цену — человеческими жизнями. Ведь по смертности от ковида Латвия на прошлой неделе вышла на первое место в Евросоюзе. Как известно, еще недавно мы занимали первое место по темпам заболеваемости во всем мире.
Казалось бы, что еще должно плохого случиться в контексте пандемии, чтобы правящие политики взяли на себя политическую ответственность? Но Д. Павлютс убежден, что ему сейчас не время уходить в отставку. "Уход в отставку — это всегда способ, как взять на себя ответственность, но одновременно и ничего не сделать. В данный момент я свою ответственность вижу в том, чтобы решить те вопросы, которые…" Это цитата из выступления Даниэла Павлютса в конце ноября… 2013 года. Да, почти 8 лет назад оппозиция (и не только) тоже требовала отставки господина Павлютса — только с поста министра экономики. Требовала после жуткой золитудской трагедии, которая унесла жизни 54 человек. Но и тогда Д. Павлютс не посчитал нужным уходить в отставку. Нынче только в неделю от ковида умирает в три раза больше людей, чем во время трагедии в Золитуде. Но министр остается на своем посту.
Пандемия недоверия
"Недоверие людей к правительству настолько велико, что даже если бы министры агитировали за употребление аспирина или активированного угля, то и здесь бы народ вряд ли бы к ним прислушался", — заметил депутат сейма Валерий Агешин, указав на общую ответственность правительства.
В свою очередь, депутат Эрикс Пуценс отметил, что если во время первой волны правительство могло оправдываться тем, что вирус новый и многое еще неизвестно, то сейчас, когда мы переживаем уже третью волну, эти отговорки неуместны. Было время и были все возможности, чтобы подготовиться к росту заболеваемости осенью. Но этого не было сделано.
Справедливости ради заметим, что Д. Павлютс, хоть и робко, но предлагал правительству ввести более–менее жесткие ограничения еще 31 августа, однако партнеры его не услышали. Что же касается подготовки системы здравоохранения к осеннему пику заболеваемости, то, по словам министра здоровья, были созданы дополнительные койко–места, в том числе и в отделениях интенсивной терапии. Это было сделано, по словам министра, сообразно количеству медперсонала. Ведь оборудованные очень дорогой аппаратурой места в интенсивной терапии (реанимации) кто–то должен обслуживать. Как заявил Д. Павлютс, только одна кровать в интенсивной терапии с подключенной к ней аппаратурой (датчики, ИВЛ, кислородный аппарат с датчиками и др.) стоит от 110 до 180 тысяч евро.
Так или иначе, но большинство депутатов сейма требование оппозиции о снятии Д. Павлютса отклонило. Министр продолжает работать и обещать "победить в этой войне с ковидом", а заодно и "победить болезнь раскола общества". Можно подумать, что общество расколото само по себе. Разве не политики все предыдущие 30 лет этим целенаправленно занимались?
Эдуард ЭЛЬДАРОВ.