Что случилось
В январе 2019 года Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) в кабинете Ушакова в Рижской думе изъяло устройство, которое применяется для особых оперативных мероприятий.
Позже БПБК передало Генпрокуратуре дело на бывшего мэра Риги. Не называя имени, бюро тогда заявило, что согласно материалам уголовного дела лицо хранило в своем кабинете устройство стратегической важности для проведения специальных оперативных мероприятий, а именно: для тайного получения видеодокументации и аудиоинформации.
Физическим лицам по латвийским законам запрещено покупать, хранить или использовать устройства подобного типа.
Напомним, Нил Ушаков возглавлял Рижскую думу почти десять лет. Его отправил в отставку министр регионального развития, который обвинил мэра в коррупции. Рижская дума была распущена, а Ушаков избрался в Европарламент.
В октябре 2020 года латвийская прокуратура направила председателю Европейского парламента просьбу рассмотреть вопрос об отмене иммунитета от уголовного преследования депутата Нила Ушакова.
Что ж, это дело еще раз привлекает внимание к списку запрещенных "прикольных" устройств (вроде ручки с камерой), которые простой латвиец может хранить по незнанию и обрести очень серьезные неприятности.
Как наказывают за "шпионские штучки"
Три года назад Конституционный суд (КС, суд Сатверсме) рассматривал похожее дело по жалобе конкретного бизнесмена, у которого обнаружили "шумовую завесу" от возможной прослушки.
Основной довод истца заключался в том, что он не мог знать, что нарушает закон — он не специалист по "коробочкам", а в самом Уголовном законе никаких указаний, что именно его "коробочка" была противозаконной, нет. И он не пользовался этим устройством!
Немного предыстории
С осени 2009 года в Уголовном законе Латвии существует статья 237.1 о "Нарушение условий оборота товаров стратегического назначения". Она предусматривает наказание за наличие у человека разного рода "шпионского оборудования" — антипрослушки, мини–камеры и пр.
Наказание светит серьезное: тюремное заключение на срок до двух лет и штраф. Традиционно из–за этих санкций страдают те, у кого при обыске находят ручки с камерой или зажигалки.
Проблема в том, что запрещенная аппаратура свободно продается по всей Европе. В Латвии — тоже. Ручки, зажигалки, даже пуговицы с камерами, мини–устройство для прослушек с сим–картой… Чего только не найдешь в интернет–пространстве! Как это соотносится с законом? Никак. Так же как и антирадары. Они продаются в интернете, их можно заказать по почте, но в Латвии они запрещены законом.
Так что при получении подобного "прикольного" устройства (скажем, для оригинального подарка) на почте вполне можно встретиться с хмурыми сотрудниками спецслужб.
Возможно, вы и сами приобрели что–то из арсенала "секретного агента" и уже забыли про ту игрушку. Возможно, вам что–то подарили друзья. Стоят ведь такие игрушки копейки. Но, как показывает практика, если случится обыск, наличие такого прикола вам может дорого обойтись.
"Я не знал, что это! И не пользовался!"
Автор жалобы в КС был осужден судами всех инстанций, но уверяет, что так и не понял, за что. Как указано в приговоре Рижского окружного суда от 15 ноября 2017 года, он в неустановленный период времени приобрел специальную коробочку серого металла с четырьмя антеннами — генератор шума широкого диапазона. При этом коммерсантом, которому позволено заниматься оборотом товаров стратегического назначения, он не являлся.
Упомянутую коробочку нашли в кабинете заявителя, когда 3 апреля 2013 году туда нагрянули представители Службы госдоходов (СГД) с обыском. После изъятия следователь финансовой полиции отправил коробочку в Полицию безопасности (ныне Служба госбезопасности) для экспертизы, и там пришли к однозначному выводу, что это товар из запрещенного для простых смертных списка.
Суд первой инстанции бизнесмена оправдал, но обвинение посчитало, что зря. Прокурор настаивала на штрафе для обвиняемого в размере 7400 евро.
Обвиняемый, в свою очередь, утверждал, что упомянутую коробочку получил в подарок на международной выставке CEBIT в Германии и даже толком не знал, зачем она нужна.
(CEBIT — это крупнейшая в мире международная выставка, посвященная IT–технологиям. Фирма заявителя как раз занималась электронными товарами, телекоммуникационным оборудованием и торговлей запчастями).
Сам заявитель является единственным участником и председателем правления фирмы. Прокурор на основании этого сделал вывод, что он был более чем компетентен, чтобы наверняка знать, что за оборудование привез и хранил.
Сначала бизнесмена оправдали на основании того, что не было доказательств, что он коробочкой пользовался. Однако уже во второй инстанции обвинению удалось настоять: сама норма Уголовного закона не предусматривает какое–либо использование. Достаточно того, что приобрел и хранил.
В итоге окружной суд согласился с мнением прокурора, хотя и назначил более гуманный штраф — 3800 евро, с отъемом права проводить любые действия с товарами стратегического назначения на год.
Что решил КС
В суд Сатверсме обсуждался такой вопрос: достаточно ли ясны у нас законы для того, чтобы признать человека виновным и при этом чтобы приговор считался "демократически правильным"? Как выяснилось, да.
В итоге суд Сатверсме согласился, что на данный момент все законно, а если у кого–то возникают сомнения, нужно просто задавать вопросы специалистам.
Н. КУДРЯВЦЕВ.