Однако по уровню смертности от Covid–19 мы по–прежнему впереди планеты всей. По крайней мере в Евросоюзе мы заметно опережаем по ковидной смертности все остальные страны.
По данным на вчерашний день, в стране ковидом официально переболели 257 559 человек. Из них скончались 4277 человек, то есть почти два процента от всех заболевших. Это много, очень много! При этом только этой осенью жертвами ковида стали уже более 3 тысяч латвийцев. В октябре и первой половине ноября в отдельные дни от ковида умирало по 40–50 человек. Рекорд, или точнее антирекорд, был установлен 17 ноября, когда за одни сутки скончались с диагнозом Covid–19 79 человек.
Даешь рабочую группу!
Что же, собственно, происходит? Почему, несмотря на все усилия больничных медиков, несмотря на создание специализированных ковидных отделений, в Латвии столь высокая смертность от ковида? Для изучения причин столь трагической ситуации в минздраве на днях была создана рабочая группа — соответствующее решение было принято на стратегическом совете учреждений здравоохранения.
Разобраться в причинах высокой смертности решили и депутаты сейма. Сегодня ситуация будет обсуждаться в комиссии парламента по социальным делам. Приглашены руководители минздрава, эпидемиологи, руководители стационаров, председатели обществ врачей и семейных врачей…
Четыре причины катастрофы
Впрочем, едва ли депутаты узнают нечто сенсационное. Основные причины высокой смертности в общем–то очевидны.
Во–первых, в момент начала третьей волны пандемии в Латвии охват вакцинацией был еще крайне низким, особенно в группе риска, то есть среди пожилых людей и хронических больных. Сениоров и людей с определенными хроническими заболеваниями (онкология, сахарный диабет, ожирение, сердечно–сосудистые заболевания) ковид косил и продолжает косить совершенно безжалостно.
Во–вторых, невероятная перегрузка стационаров на пике роста заболеваемости — то бишь с конца октября и до середины ноября, когда медики просто сами задыхались от наплыва тяжелобольных. Успеть одновременно спасти всех стало почти непосильной задачей.
Третья причина — пассивность некоторых семейных врачей, которые предпочитали "лечить" ковидных больных по телефону. Причем с явным опозданием.
И, наконец, четвертая причина — поздняя госпитализация. Индийский штамм дельта имеет одну крайне опасную особенность — он начинает "добивать" больного уже на 4–5–й день болезни. И если опоздать с госпитализацией, то поражение легких может составлять 70,80 и даже 90 процентов.
Не бойтись звонить в скорую
Почему пациенты попадают в стационар зачастую уже слишком поздно? Здесь опять–таки есть две причины. Многие больные, прежде всего сениоры, предпочитают терпеть до последнего, боятся звонить в скорую — возможно, так на людей повлияла информация о перегрузке больных и о том, что скорая в условиях настоящего аврала будет сортировать звонки.
Вторая причина — отсутствие у многих семейных врачей своего рода инструкции о том, как лечить ковид в домашних условиях. Недавно врачи ковидного отделения больницы им. П. Страдыня разработали соответствующие рекомендации и для самих больных ковидом, и для семейных врачей. В частности, больным с повышенной температурой (38 и выше) советуют применять парацетамол, при кашле — микстуры на основе кодеина.
Также врачи советуют делать дыхательные упражнения, стараться все–таки двигаться — в пределах жилища, разумеется, принимать много жидкости. Важный момент — регулярное измерение сатурации, то есть насыщения крови кислородом при помощи пулсоксиметра.
Абик ЭЛКИН.