Мастера слова
О чем же спорили представители правительственных партий? Насколько можно понять по информации из кулуаров власти, основная полемика развернулась по трем вопросам: нужно ли (и можно ли) вводить очередные послабления, на какой срок продлевать и продлевать ли вообще чрезвычайную ситуацию и вводить ли требование обязательного ношения в общественных местах медицинских масок и (или) респираторов модели FFP2. Также члены правящей коалиции долго обсуждали и критерии для возможного очередного локдауна, учитывая слишком высокую заразность нового штамма — омикрона.
Лидер Новой консервативной партии министр юстиции Янис Борданс и на самом закрытом заседании коалиции, и в публичных комментариях не скрывал своего недовольства работой экспертов — прежде всего из минздрава. Ведь к заседанию коалиции не были представлены в бумажном или компьютерном виде модели действий в случае ухудшения, или улучшения эпидемиологической ситуации. "Отсюда и столь непродуктивное заседание!" — сокрушался Я. Борданс, который был крайне недоволен потраченным впустую временем. Впрочем, чисто политически для правящих партий даже лучше, что основные дебаты происходят именно на коалиционном совете, который всегда проходит в закрытом режиме. Едва ли избирателям нравится наблюдать за перепалкой министров на открытом заседании правительства.
И ЧС продлить, и ограничения оставить
Но вернемся собственно к содержанию дебатов. Итак, напомним, что группа оперативного управления предложила обязательно продлить чрезвычайную ситуацию — хотя бы на три–четыре недели. Но большинство представителей коалиции посчитали, что если уж продлевать ЧС, то хотя бы до конца февраля. Ведь за три недели еще не будет понятно, насколько сильно по латвийцам ударил омикрон. При этом на заседании коалиции прозвучала мысль о том, что ЧС, скорее всего, придется продлевать и после 28 февраля.
Министр экономики Янис Витенбергс (TB–Visu Latvijai!) выступил за скорейшее уменьшение целого ряда ограничений. Он резонно заметил, что страна не может постоянно ограничивать экономику, особенно учитывая, что ковид к нам пришел очень надолго. Многие эксперты уверены, что коронавирус станет ежегодным сезонным вирусом и, стало быть, нам нужно научиться с ним сосуществовать.
Однако министр здоровья Даниэлс Павлютс ("Для развития–За") был категорически против любых послаблений, поскольку в страну уже пришел омикрон, который распространяется с космической скоростью. Да, согласно наблюдениям ученых и медиков в разных странах, омикрон проходит у подавляющего большинства заболевших в более легкой форме, нежели дельта. Но опасность в том, что омикрон способен одновременно заражать в разы большее количество людей, нежели дельта. И это опять–таки создает риск перегрузки системы здравоохранения.
Если на работу никто не выйдет
Кроме того, даже если люди не будут попадать в больницы, то все равно государство столкнется с другой серьезной проблемой — угрозой паралича экономики и системы жизнеобеспечения из–за массовой заболеваемости работников стратегических предприятий и служб. Представьте, что будет, если одновременно слягут с омикроном сотрудники скорой, больниц, поликлиник, полиции, пожарно–спасательной службы, энергетических предприятий, коммунальных служб.
В итоге после длительного обмена мнениями коалиционные партнеры согласились с тем, что по крайней мере до конца февраля, то есть на период продления ЧС, останутся все те ограничения, которые действуют сейчас. Услуги в так называемом зеленом режиме по–прежнему будут оказываться только обладателям сертификата вакцинированного или переболевшего.
Можно ли ожидать локдауна? Коалиционный совет согласился с предложением минздрава, что о введении локдауна можно будет думать в случае, если количество заразившихся ковидом в сутки достигнет 3000 человек, а количество госпитализированных с ковидом превысит 800 человек. Также жесткие ограничения могут быть введены и в случае, если из–за резкого роста заболеваемости возникнет угроза непрерывности работы стратегических отраслей. Правда, насколько можно было понять, даже в этих условиях школы будут максимально долго оставаться открытыми. С учетом того, что уже вчера количество заразившихся за сутки достигло 1835 человек, можно предположить, что показателя в 3000 человек мы достигнем уже к 20 января, если не раньше.
Покупайте "правильные" маски
Отметим, что премьер Кришьянис Кариньш ("Новое Единство") уже давно носится с идеей фактически запретить использование тканевых многоразовых масок, считая их не очень эффективными от заражения ковидом. Во вторник к этой позиции присоединился и глава минздрава. Фактически и остальные коалиционные партнеры в принципе против замены тканевых масок медицинскими и респираторами не возражали. Спор возник по поводу того, когда же вводить это требование. "Сперва нужно убедиться, что, во–первых, медицинских масок и респираторов у наших торговцев достаточно. А во–вторых, необходимо решить вопрос с обеспечением масками и респираторами малоимущих", — настаивала часть представителей коалиции.
В результате партнеры договорились о том, что концептуально правительство поддержит введение требования обязательного ношения медицинских масок. Однако сроки вступления в силу этого требования будут определены позднее, когда решатся все вопросы с обеспечением масками. Также правительству нужно и подумать над тем, чтобы окончательно не запутать и без того раздраженных и злых жителей страны. Так, например, премьер и министр здоровья считают, что респираторы должны быть обязательны для всех пассажиров общественного транспорта. Таким образом, тысячи латвийцев, выходя из дома, должны не забыть взять с собой не только медицинскую маску, но и респиратор. И если, например, у автовладельца сломается машина, то в общественный транспорт его в обычной медицинской маске уже не пустят — ему придется сперва искать, где же купить респиратор FFP2.
Так или иначе, но поскольку члены коалиционного совета уже выговорились и выпустили пар во вторник, то можно предположить, что сегодня на заседании Кабмина все решения по пандемии будут приняты довольно быстро.
Абик ЭЛКИН.