В ряде стран ЕС уже такое решение давно принято: если человек, который контактировал с больным ковидом, делает тест и он оказывается отрицательным, то он находится в самоизоляции ровно пять дней. На 5–й день он снова делает тест и при отрицательном результате выходит на работу.
Подобное решение уже принято и в соседней Эстонии. Однако мы, как всегда, все необходимые решения принимаем последними. Нынче этот шаг, то бишь сокращение срока пребывания "под домашним арестом", крайне необходим, ведь иначе, учитывая высокую заразность омикрона, скоро в стране просто некому будет работать. Мы все станем контактными.
Во многих европейских странах пошли еще дальше и намерены сократить сроки пребывания на больничном ковидных больных — прежде всего работников экстренных служб и стратегически важных предприятий и учреждений. Речь идет, например, о медперсонале больниц — если заразившиеся ковидом будут сидеть дома 7–10 дней, причем уже без симптомов болезни, то лечить тяжелых пациентов в стационарах просто будет некому. Рискнем предположить, что в разгар омикронного цунами и в Латвии будут выгонять на работу медиков с легкими симптомами заболевания. Разумеется, при этом они должны будут находиться на работе в респираторах и использовать другие средства индивидуальной защиты.
Очевидно, что поскольку в большинстве частных компаний ежедневное тестирование не проводится, можно предположить, что уже и сейчас работники с легкими симптомами простуды или вообще без симптомов ходят на работу, не догадываясь, что они уже заражены омикроном.
Кстати, и об этом говорилось на последнем заседании правительства: так называемые домашние самотесты зачастую "не ловят" омикрон. Это связано с особенностью данного штамма — он проникает в организм не через носоглотку, а сразу же попадает и оседает в горле. И взятие материала из носа не позволяет выявить наличие вируса. Видимо, необходима широкая кампания разъяснения, как именно делать тест в условиях распространения омикрона.
Абик ЭЛКИН.