Важность и конфиденциальность темы подчеркивается тем, что шеф МИД Эдгарс Ринкевичс ("Новое Единство") намерен сделать свой доклад не только в закрытой части заседания правительства, но и в особо защищенном от прослушивания зале безопасных разговоров правительственного здания на Бривибас, 36.
Очевидно, исходной точкой неблагоприятного развития отношений Пекина и государств нашего региона стала, с одной стороны, сепаратная политика Литвы — а с другой пресловутая балтийская солидарность. Официальный Вильнюс в лице молодого министра иностранных дел консерватора Габрюэлюса Ландсбергиса пошел на авантюрный шаг — повысил уровень представительства Тайбэя до Тайваня. Топонимика в данном случае играет ключевую роль — КНР крайне болезненно воспринимает любые признаки легитимизации острова, рассматриваемого ею как неотъемлемая часть собственной территории.
Со своей стороны, Тайбэй пообещал рассмотреть заявку литовцев на строительство у них крупнейшего в Европе завода микросхем.
В мировом разделении труда именно тайваньские предприятия занимают лидирующие позиции по производству элементной базы для компьютеров и прочих умных устройств. Однако непосредственный эффект от литовского шага был разрушительный — страна лишилась всей внешней торговли с КНР, ее дипломаты были высланы из Пекина, а теперь санкциям китайцы грозят подвергнуть и компании, торгующие с Литвой.
Озабоченность Латвии Китаем озвучена и в ежегодном сообщении министра иностранных дел о проделанной и намеченной деятельности во внешней политике государства и вопросах Европейского союза. Документ, представленный на рассмотрение сейму, включает в себя раздел "Китай как партнер сотрудничества, экономический конкурент и системный оппонент". Пекин, указывается в отчете Э. Ринкевичса, "целенаправленно продолжает увеличивать свое глобальное экономическое и политическое влияние, а также усиливать свое технологическое соревнование с США".
"Наблюдаются тенденции, — подчеркивает руководитель латвийской дипломатии, — продвигать свои инициативы, которые затрагивают многосторонность, соблюдение демократических норм, глобальное развитие, одновременно критикуя основанную на универсальных ценностях позицию Запада. Китай продолжает демонстрацию силы в регионе Южнокитайского моря, особенно на Тайваньском направлении, таким образом порождая риски в регионе. Возрастает координация политики Китая и России по обоюдно выгодным вопросам, особенно с использованием аргументов суверенитета государств, территориальной целостности и внутренней безопасности, чтобы уменьшить возможности международных механизмов прав человека проверять и устранять возможные нарушения прав человека".
Вместе с тем "отношения Латвии с Китаем характеризуются как открытые и конструктивные на основе взаимовыгоды, одновременно с избежанием разговора о вопросах, отношение к которым существенно различно". Ригае намерена продолжать участие в форматах сотрудничества с КНР "16+1" (для Восточной Европы) и "27+1" (для ЕС).
Николай КАБАНОВ.