В следующий вторник исполнится ровно 100 лет с момента принятия Основного закона страны — Сатверсме. Да, 15-го февраля 1922-го года Конституционное собрание (предшественник Сейма) утвердил Конституцию Латвии, действие которой в полном объеме, со всеми дополнениями, внесенными еще до переворота К. Улманиса, было восстановлено 6-го июля 1993-го года — в день, когда на свое первое заседание собрался Сейм 5-го созыва.
Сегодня на пресс-конференции, посвященной предстоящим юбилейным мероприятиям, глава президентской канцелярии Андрис Тейкманис заявил, что Сатверсме, несмотря на свой почтенный возраст, все еще является современной и демократической. «Поэтому с этой Конституцией мы смело можем жить и следующие 100 лет и даже после этого», - сказал А. Тейкманис и напомнил, что Сатверсме дала нам свободу. «Как мы эту свободу используем — это уже наше дело», - заключил глава президентской канцелярии.
Примечательно, что за период с момента восстановления Сатверсме в полном объеме, то есть с 1993-го года, в Основной закон страны поправки вносились 14 раз. Самые масштабные изменения были сделаны в 2014-м году, когда к Конституции «прицепили» преамбулу, вызвавшую неоднозначную реакцию. Достаточно сказать, что отдельные статьи преамбулы входят в определенное противоречие с духом и буквой основной части Конституции. В частности, в Конституции четко говорится, что власть в стране принадлежит латвийскому народу, то есть людям всех этнических групп, проживающих в Латвии, и имеющих гражданство ЛР. В преамбуле же особый акцент делается на «государственную волю латышской нации».
Отметим, что на протяжении минимум последних 15 лет многие политические силы пытались концептуально поменять те статьи Конституции, которые касались именно института президента. Речь прежде всего идет о том, чтобы перейти на всенародные выборы президента. Однако все эти попытки не увенчались успехом.