Вели себя жестко, цинично-прагматично и по принципу: каждый сам за себя и сам по себе. Во всяком случае, две ключевые системы в государстве – социальная и здравоохранения – финансировались по остаточному принципу.
И даже если на медицину постепенно увеличивали ассигнования, то это не приводило к заметным улучшениям, поскольку деньги каким-то странным образом растворялись в системе и до медиков не доходили. Не может быть качественного лечения, если средства вкладывать только в стены и аппаратуру, а не в специалистов.
Когда наступило «прозрение»...
Примечательно, что даже с наступлением первой волны пандемии – весной 2020 года – власти сперва действовали по инерции. Мол, ничего страшного – народ и бизнес у нас ко всему привыкли, выжили и в предыдущем финансово-экономическом кризисе, выживут и при ковиде.
«Прозрение» наступило лишь осенью 2020-го, когда правящие политики поняли, что дальше уже действовать по законам дикого капитализма – «выживает сильнейший» – нельзя.
Тем более что остальные страны Евросоюза еще той же весной «подсуетились» и запустили реальные программы помощи бизнесу и наемным работникам.
С тех самых пор и Латвия, впервые в своей новейшей истории, начала реально вкладывать государственные средства в жителей и в бизнес. В минувшем году объем госпомощи в рамках различных прямых и косвенных инвестиций превысил 2 миллиарда евро. И это не считая щедрого предоставления вплоть до трех лет налоговых каникул!
Самое позитивное – деньги «добрались» и до малообеспеченных латвийцев. То есть до пенсионеров, многодетных семей, работников самых пострадавших отраслей экономики. Долгожданные прибавки, пусть и на период ковидной пандемии, но получили медики, причем как врачи, так и средний и даже младший медперсонал.
Беда не приходит одна
Но беда, как известно, не приходит одна, и минувшей осенью случилась новая пандемия – пандемия цен. Это тоже своего рода «постковидный синдром», только в экономике – после периода эпидемиологических ограничений в мире существенно вырос спрос на энергоресурсы, совершенно необходимые для оживления экономики.
Можно спорить, насколько эффективной была та помощь, которую сейчас оказывает правительство, но одно очевидно: все-таки определенные меры поддержки населения власти приняли. Чего в доковидные 28 лет независимости не наблюдалось!
Справедливости ради заметим, что снижение тарифа на доставку и отмена платы за OIK (коэффициент обязательной закупки зеленой энергии) предотвратили безудержный рост стоимости электричества как для домашних хозяйств, так и для компаний.
Увы, история с инфляцией на этом не закончилась. Напротив, все только начинается! Война в Украине привела к невиданной доселе в Европе санкционной войне. Первое последствие для нас – рекордно высокая стоимость горючего и, стало быть, дальнейший рост инфляции. Ясно, что власти, которые уже получили «опыт» поддержки населения и бизнеса при ковиде, вынуждены будут реагировать и на нынешнюю пандемию цен.
Инфляция превращает тысячи людей в нищих
«Прежде всего, сейчас нужно компенсировать пенсионерам инфляционные последствия. Средняя пенсия в Латвии около 400 евро. Это значит, что если инфляция не замедлится, то тысячи пенсионеров превратятся в нищих и самоуправлениям придется им оказывать адресную помощь. Нагрузка на местные бюджеты станет просто неподъемной! Это понимают и в Минблаге, и в Минфине.
Судя по всему, будет решено, что индексация пройдет на месяц раньше – в сентябре. Разумеется, и сумма индексации должна быть больше, чем была прежде.
Сейчас говорим с Минблагом и Минфином о возможных изменениях в Законе о пенсиях, чтобы те, кто ушел на заслуженный отдых с 2012 года, смогли получить доплату за стаж. Это тоже позволит существенно поднять размер пенсии, особенно у людей с большим трудовым стажем – около 40 лет и более», – рассказал из оппозиционных депутатов.
Кстати, в социальном бюджете по итогам за прошлый год даже образовался существенный профицит, что позволит государству, при желании, и провести доплату за стаж, и повысить базовую пенсию. Отметим, что премьер в своем ежегодном докладе, который Сейм рассмотрит в четверг, 17 марта, говорит о планах правительства пересмотреть базовую пенсию с 2023 года. А почему не сейчас? Ведь с учетом роста цен на продукты и услуги это актуально именно сейчас!
«Философия» поведения меняется
Так или иначе, но два мировых кризиса – ковидный и геополитический – все-таки изменили «философию» поведения латвийских властей. Они «научились» не только резать расходную часть бюджета и экономить на медицине и социалке, но еще и помогать бизнесу, наемным работникам и пенсионерам.
Да, пока еще объем этой помощи несопоставим с тем, как своим жителям помогают в Германии, Франции или Польше, но это, согласитесь, лучше, чем было до недавнего времени. Ну а дальше все зависит от самих латвийцев, то бишь от нас с вами, – кому мы отдадим голос на грядущих выборах и придем ли мы вообще на эти выборы. Голосование ногами, как мы это наблюдали на внеочередных выборах в Рижскую думу, наглядно показало, что это… не метод решения проблемы, а только стрельба себе же в ноги.
Впрочем, кто бы ни пришел к власти в октябре сего года, они будут вынуждены управлять по-новому. Как было прежде, до пандемии и войны, уже невозможно. Да, очевидно, что такая щедрость власти приведет к дальнейшему росту госдолга, но какая имеется альтернатива? Снова затянуть на горле пояс и ждать светлого будущего?