Колесо фортуны
Чтобы понять, что происходит на игорном фронте, придется углубиться в историю. На примере одного из примерно 80 игорных салонов в Риге.
Изначально согласие не открытие игорного зала давал не город, а глава давно отмененных районных исполнительных дирекций. Согласование выдавалось на три года для предоставления его в Министерство экономики, где окончательное решение и принималось. Затем бизнесмен снова должен был собирать все документы и доказательства, что игорный салон не создает неудобств. В том числе и получить согласование от исполнительной дирекции.
И вот давно почившая в бозе исполнительная дирекция Видземского предместья в 2003 году выдала фирме «А» согласование на открытие игорного зала на одной тихой улице. Согласование действовало лишь до 2006 года.
Затем фирма «А» была поглощена фирмой «Б». При этом в отличие от легковых такси, которым в случае смены владельца или названия фирмы приходилось полностью по новой оформлять и все лицензии, и все лицензионные каточки, согласование на игорный салон просто «перешло во владение».
Затем, в 2005 году Сейм принял Закон об азартных играх и лотереях. И в этот момент случилось чудо: все выданные временные согласования и разрешения из краткосрочных превратились в бессрочные.
При этом, например, все водители такси каждые три года до сих пор должны подавать заново все документы на получение новой лицензии на свою деятельность. Даже не на продление, а на получение новой.
С игорными залами получилось так, что полученное один раз временное согласование на игорный салон это разрешение стало действовать аж «до второго пришествия».
И теперь не владелец салона должен собирать документы, что этот салон не создает неудобства околотку, а наоборот, город, если намеревается отозвать лицензию, должен искать обоснования для каждого конкретного игорного зала – о его влиянии на окружающее пространство и жителей.
Законом установлено, что муниципалитет может обозначить в плане развития территории, на которых игорная деятельность запрещена. И, например, город установил, что она запрещена на всей территории города, исключая 4- и 5-звездочные гостиницы.
Министерство же регионального развития почему-то посчитало, что если у города есть право устанавливать территории, на которых игорная деятельность запрещена, то это значит, что город должен указать территории, где она разрешена. Но в законе так не прописано. Прописано именно право указывать территории, где она запрещена, и нет прямого ограничения, что может это быть лишь часть города, конкретный переулок или вся его территория. И город (правящая коалиция) этим правом воспользовался. Конечно, законы можно трактовать, вероятно, поэтому министерство посчитало иначе и полностью приостановило весь новый план территориального планирования города, который создавался долгие годы – с 2013 года, и первые варианты отсылались в министерство еще в 2018 году.
Сейчас министерство потребовало, чтобы городские власти объяснили, почему, например, в 2003 году, выдавая согласование на 3 года для игорного зала, они его выдали, а в наши дни, спустя 19 лет после выдачи и спустя 16 лет после истечения срока, на который согласование фактически было выдано уже несуществующей две пятилетки исполнительной дирекцией, сейчас вдруг город считает, что игорный салон «портит окрестности».
Сложно сказать, превысило министерство свои полномочия или нет, но предъявленное городу требование – оценить отдельно и описать влияние 80 игорных заведений (каждого в отдельности) потребует беспрерывной работы нескольких десятков сотрудников, направления сотен запросов в различные инстанции. Такое выполнимо лишь теоретически. Так как вполне понятно, что с 2003 года никто не работает там, где он работал 19 лет тому назад, а нынешние сотрудники тех давнишних историй уже даже и знать не могут.
Как предположили острословы в социальных сетях, чтобы игорные залы не оказались единственным аргументом для приостановки действия плана, министерство добавило еще различные претензии как по охране окружающей среды, так и по Старой Риге.
В пыли столетий
Например, претензия, что плану сохранения Старой Риги 16 лет и последние изменения в него вносились в 2017 году. И тот старый документ не был приведен в соответствие с требованиями новых нормативных актов, а также не был согласован с новым «большим» территориальным планом Риги.
С другой стороны, а какие изменения должен был претерпеть план сохранения Старой Риги? Улицы в Старой Риге такой ширины какая есть, дома такой высоты, как их построили еще две сотни лет тому назад. Все это и охраняется.
Но с планом сохранения Старой Риги тоже не все так просто. Еще в 2004 году нормы закона о сохранении исторического центра даже рассматривались в Конституционном суде. И если все эти планы снова начинать пересматривать, то процедура вообще никогда не закончится. Потому что любой, даже самый хороший территориальный план всегда затрагивает чьи-то интересы: владельцев недвижимости, жителей, водителей автомобилей или уличных музыкантов.
При этом «вечные» лицензии на игорные залы министерство не предложило пересматривать, например, каждую пятилетку. Зачем же план сохранения Старой Риги пересматривать каждую пятилетку? Кстати, а почему никто не потребовал и таксомоторные лицензии сделать «вечными» и «переходящими по наследству», если одним можно, то почему другим нельзя?
Что странно, министр приостановил действие всего плана развития города целиком, хотя мог приостановить только лишь те пункты и параграфы, которые его конкретно не устроили.
Контора пишет
Письмо министерства написано на 15 страницах и содержит ссылки на уйму документов. Но помимо этого есть и претензии, что в отдельных околотках город уменьшил уровень допустимого шума, но не указал списка мероприятий, как этого будет необходимо добиться. А теперь представьте себе план города площадью в 304 квадратных километра, в котором детально описано, что на конкретном отрезке улицы для этого надо посадить кусты, а на другом – установить рекламную тумбу, а по третьему нельзя ездить на шипованных автопокрышках…
Приостановленный новый план развития далеко не так хорош, как мог бы быть: изобилует массой неточностей, анахронизмов и недочетов, но вступи он в силу – существуют оговоренные механизмы доработки его отдельных пунктов и графических схем. А сейчас весь план объемом в 770 страниц нужно «исправить». Иными словами, выбросить и начать заново. Этот отклоненный план развития начали разрабатывать еще в 2013 году – девять лет тому назад. И он должен был вступить в силу в 2018 году. Сейчас 2022 год, план отклонен.
Если представить себе весь этот хаос, то становится понятно, почему мэр «психанул» и вышел из своей партии, а в Сейме одна из оппозиционных партий потребовала отставки министра. Понятно, что оппозиция может требовать всего чего хочет, коалиция Сейма ее и слушать не будет.
Что со всем этим счастьем теперь будут делать чиновники, сложно сказать. За оставшиеся по закону 8 месяцев навести марафет в бумажном и графическом «царстве» на 770 страниц с проведением еще одного публичного обсуждения – практически невозможно.
Коалиция Рижской думы стала на чем свет стоит поносить министра. Но он в свою очередь заявил, что дума свои упущения прячет за громкими заявлениями.
Упущения
Определенно, план недоработан. Например, там прорисовано много новых возможных трамвайных линий, но именно та, на которую Министерство сообщения привлекает европейское софинансирование: продление от Кенгарагса до Шкиротавы, в план даже не вписана.
Трамвай в аэропорт прорисован по улице Маза Нометню, хотя по планам «Рейл-Балтика» трамвай может быть в тоннеле между Имантой и Золитуде, а вот на Маза Нометню он у «Рейл-Балтика» как раз не прорисован.
Расположение перспективных перехватывающих парковок противоречит заключению Госконтроля о том, что они должны быть ближе к центру. Хотя их расположение соответствует логике: зачем ехать в центр, если можно пересесть на окраине? Опять же непонятно, по какой причине Северная магистраль снова оказалась на территории Михайловского кладбища, хотя еще в прошлом десятилетии всех убеждали, что ни по, ни под кладбищами она не пойдет.
То есть план определенно нуждается в корректировке. Но если он вообще приостановлен, то в силе остается план развития 2006–2018 года, утвержденный в 2005 году.
Что теперь чиновники будут с этим «счастьем» делать, станет понятно скоро, так как такого удара от министерства никто явно не ожидал.
Одна из правящих партий призвала премьер-министра усадить за стол переговоров министра, руководство Риги и ответственных чиновников, чтобы найти компромиссы для скорейшего исправления ситуации.
Премьер-министр и министр действительно даже посидели за одним столом. Но это не изменило мнение министра о плане развития.
Суд все решит?
Рано утром в понедельник состоялось экстренное заседание Рижской думы, на котором депутаты рассматривали всего один вопрос: обращаться ли в Конституционный суд для решения спора с министерством или сразу признать правоту выводов и заново начать процедуру составления плана. Дилемма по большей части не в качестве ранее составленного плана, а в сроках. Иск в Конституционном суде рассматривается примерно год. Процесс создания плана развития по новой займет не менее трех лет.
В течение всего этого времени инвесторы не будут иметь никакой ясности о возможных планах развития того или иного околотка. По подсчетам департамента, из-за неутвержденного плана Рига может лишиться порядка 50 млн евро инвестиций. То есть чем скорее появится ясность с планом, тем лучше для инвестиционного климата.
Чиновники подчеркнули, что нынешние требования по составлению территориальных планов весьма противоречивы, а законодательство меняется прямо на ходу, что требует постоянных уточнений и изменений в планах, но это длительный процесс. Например, сейчас помимо «красных линий» появился термин «линия застройки». «Мы пока даже не представляем, как мы сможем это требование реализовать…» – сокрушалась директор департамента.
Говоря о планах, можно отметить, что план сохранения и развития исторического центра города вообще был утвержден на 25 лет и срок его действия не истек. Просто «вработать» его в новый территориальный план, по отзывам чиновников, не получится. Но закон позволят территориальный план делать как для всего населенного пункта, так и для его части. Именно таким путем пошли в департаменте, создали новый территориальный план той части Риги, которая вне центра города, а для центра оставили действовать ранее принятый и не «протухший» по срокам годности план.
Думские юристы и чиновники полагают, что отклоненный министерством план был составлен вполне добротно. Если министерству не понравилось что-то конкретно, то можно было приостановить действие только отдельных пунктов, а не всего плана целиком. И они готовы эту позицию отстаивать в Конституционном суде.
Депутаты от правящей коалиции решение министерства назвали «несоразмерным».
Оппозиция напомнила коалиции, что те шли на выборы под лозунгами: если в Сейме и в Риге в коалиции будут представлены те же политические силы, то они смогут сработаться на уровне самоуправление – государство, а вот не вышло. И сейчас в связи с неутверждением территориального плана город в своем развитии отброшен на несколько лет назад. На что коалиция отметила, что отношения не сложились именно с Министерством регионального развития, а не со всем правительством.
Например, в содействии с Министерством сообщения Риге удалось привлечь порядка 300 млн евро европейских инвестиций на различные транспортные и дорожные проекты. Это так, но, например, лишь только из-за изменения государством распределения подоходного налога Рига недополучит в бюджет 80 млн евро в этом году и порядка 130 млн евро в следующем году. То есть отношения столицы и правительства весьма напряженные.
Так или иначе, после многочасового обсуждения в итоге большинством голосов Рижская дума приняла решение готовить обращение в Конституционный суд об обжаловании решения Министерства регионального развития о приостановке территориального плана Риги.