«Вопрос, что произойдет 9 мая, первично актуален также в российском контексте, ибо сейчас уже этот вопрос есть, будет ли какая-то условная победа, которую отразить в Москве... То, как эти празднования 9 мая пройдут в самой России, очень связано с тем, что мы можем ожидать у нас», - говорит Иева Берзиня. Она возлагает особые надежды на
правоохранительные органы и самоуправление Риги, «не позволяя эскалации ситуации». «У очень большой части общества есть этот подъем и немного изменились мнения, но я эту энергию более направила бы в эту позитивную сторону, а не на прогнозы о каких-то конфликтах — что нам как нации удастся очиститься. Я не концентрировалась бы столь много на противостоянии, но скорей на том, что нам, благодаря этому подъему, удалось укрепить нашу идентичность и свои границы. Долгосрочно я на эти испытания более бы смотрела как на возможность ясно сказать: здесь есть Латвия, и тут правила такие. Без каких-то эксцессов. 9 мая мы переживем».
И.Берзиня продолжает тему: «Это вопрос, этнической мы являемся нацией или гражданской, и тогда если русскоязычный Латвии идентифицирует себя как принадлежащий к латвийской гражданской нации, возможно, он более не станет ощущать этой этнической связи с Россией». Последняя, по наблюдениям эксперта, «распространяет враждебные исторические нарративы, которые в данный миг, как мы видим, используются в контексте Украины». Однако интервью с молодежью русского происхождения в Латвии показывает: «Латышский фольклор и традиции они воспринимают как свои».
«Политическая нация может быть как демократическая, так и авторитарная, но нам очень важны именно эти демократические ценности, - уверена Иева Берзиня. - Поэтому наш желаемый путь есть гражданская нация, связанная с государственной принадлежностью и более ориентированная на демократические ценности, конечно, не отметая того, что Латвия есть и будет национальным государством, это по умолчанию. Но все это долгосрочные вопросы, которые у нас в действительности не хорошо удались, поэтому мы сейчас сталкиваемся с проблемами».
«В Латвии есть очень ощутимый дефицит гражданского патриотизма во всем обществе, - резюмирует эксперт. - Есть много видов патриотизма — основанный на признаках патриотизм когда ты любишь свою страну, потому что у нее прекрасная природа и т.д., национальный патриотизм, когда ты любишь свою страну из-за этнической привязки и третий есть демократический, республиканский патриотизм, когда ты любишь свою страну, ибо в ней есть демократический строй, который обеспечивает все твои права и свободы. То, что я в своих исследованиях заключила, - что в Латвии доминирует первый, если так можно сказать, «патриотизм леса, моря и Праздника песни», затем этнический патриотизм и менее всего распространен этот последний, гражданский патриотизм. Это проблема сама по себе и также потому, что идет рука об руку с гражданской нацией. Надо договориться, что тогда есть эти гражданские ценности».