Ранее выдачу поддержала парламентская комиссия по мандатам, этике и заявлениям.
После запроса прокуратуры о выдаче Бондарс принял решение уйти с поста председателя ююджетной комиссии и не баллотироваться в 14-й Сейм.
По мнению прокуратуры, Бондарс, его жена Иева Бондаре и ныне покойный присяжный нотариус Лига Эглите с корыстной целью в группе лиц по предварительному сговору сфальсифицировали документ, а затем использовали поддельный документ.
Такое преступление наказывается лишением свободы на срок до четырех лет, кратковременным лишением свободы, общественными работами или штрафом.
В отношении нотариуса Эглите дело ввиду ее смерти прекращено.
На заседании мандатной комиссии Бондарс настаивал на том, что он невиновен, ничего неправильного не делал и закона не нарушал.
Прокурор Рижского судебного округа Мадара Грике подчеркнула, что предполагаемое обвинение и преследование Бондарса не связано с его политической деятельностью. Она указала, что уголовный процесс был начат в 2018 году - до того, как Бондарс стал депутатом 13-го Сейма.
По словам Грике, в случае выдачи Бондарс будет привлечен к ответственности за нарушения в соглашении супругов об определении имущественного статуса. Это затрагивает частную сферу и никак не связано с политической деятельностью.
Адвокат Бондарса Мартиньш Квепс заявил, что, судя по представленным прокуратурой в Сейм документам, последние активные следственные действия проводились в 2019 году, а в 2020 году по делу были получены лишь "очень незначительные документы". Прокурор отрицала это, заявив, что стала надзирающим прокурором по этому уголовному процессу год назад - 5 мая 2021 года. Расследование деятельности нотариуса началось только после того, как год назад дело попало под ее надзор.
Квепс также выразил недоумение, почему к ответственности не привлекается помощник присяжного нотариуса, то есть профессиональный юрист, которая не согласовала с Бондарсом текст соглашения.
Адвокат депутата пояснил, что мать жены депутата подарила ей землю и, взяв кредит, жена Бондарса построила на ней дом. Чтобы Бондаре не приходилось сопровождать Бондарса во всех случаях и говорить, что дом принадлежит ей, в документе, составленном нотариусом, была сделана отметка. Прокурор в свою очередь заявила, что в дар была передана только земля, но позже она была дополнена постройками и дополнительной землей. То, что документ заключен на имя одного из супругов, не означает, что собственность не считается совместной, заявила Грике.
Ранее ЛТВ сообщило, что запрос о выдаче Бондарса для уголовного преследования связан с его подозрительным договором с женой, гарантирующем неприкосновенность дома в Марупе в рамках дела о причинении ущерба "Latvijas Krājbanka".
В случае согласия Сейма на выдачу депутата он может в полном объеме продолжать свою работу в Сейме, как участвуя в заседаниях Сейма и комиссии, так и голосуя на них и получая за свою работу зарплату.
В ходе уголовного преследования прокуратура и суд вправе применить к соответствующему депутату все меры пресечения, говорится в регламенте Сейма.