Справедливости ради заметим, что отдельные нормативные акты действительно были нужны. Но, увы, многие законы, или точнее – дополнения к ним, явно не дадут желаемого эффекта и продиктованы совсем не рациональными аргументами, а предвыборным популизмом.
Закрыть, блокировать и наказать
Итак, этой весной и в первый месяц лета Сейм и Кабинет министров действительно «наплодили» множество документов, которые можно условно отнести к «продиктованным военным временем». Судите сами.
Сперва, как известно, Сейм принял целый ряд поправок, существенно расширив полномочия Национального совета по электронным СМИ в деле борьбы с российской пропагандой. Законодатель позволил совету легко и быстро блокировать те ТВ-каналы и даже интернет-сайты, которые распространяют пропаганду войны, занимаются оправданием войны, дезинформацией и разжиганием вражды. Заодно была введена административная ответственность и за использование нелегального контента, то есть стало возможным наказывать не только тех, кто поставляет (распространяет) этот контент, но и тех, кто его смотрит и слушает.
Однако законодатель сразу «не догадался» запретить любой ТВ-канал, который зарегистрирован в России и Беларуси. Поэтому административный суд уже успел «вернуть» те российские каналы, которые имели сугубо развлекательный контент (спорт, кино, рыбалка и другие хобби) и которые явно не занимались ни пропагандой, ни тем более «кремлевским нарративом». Но это решение суда «продержалось» всего три дня – до того момента, пока не вступили в силу принятые «вдогонку» поправки в Закон об электронной связи, которые дают право блокировать ТВ-каналы, зарегистрированные в странах, угрожающих территориальному единству и независимости других стран. На этом основании Совет снова запретил ретрансляцию пяти развлекательных каналов – «THT-Comedy», «THT4 International», FRIDAY International, KHL TV channel и TNT Music.
Россияне тут не ходят
Борьба с «присутствием», пусть даже и виртуальным, России продолжилась по всем направлениям. Буквально перед летними каникулами Сейм утвердил срочные изменения в Закон о национальной безопасности, запретив, в частности, гражданам России и Республики Беларусь иметь существенное участие или решающее влияние, а также быть выгодополучателями в обществах капитала, которые имеют статус предприятия «важного для национальной безопасности». Это уже не первый случай, когда прямо в законах называют граждан конкретных стран – еще в марте были приняты срочные поправки, которые приостанавливают до июля 2023 года выдачу ВНЖ гражданам России и Беларуси, за исключением гуманитарных причин (политические беженцы, воссоединение семей и т. п.).
Интересно, что в упомянутый Закон о национальной безопасности была внесена и беспрецедентная поправка, дающая право министру обороны задействовать латвийские вооруженные силы за пределами страны для осуществления «специальных операций и реализации активных операций по кибербезопасности». Согласно этой поправке, министр обороны свое решение о начале спецоперации согласовывает с премьером и министром иностранных дел. А о ходе спецоперации информирует Совет по нацбезопасности. Таким образом, парламент из решения этого вопроса об участии вооруженных сил в спецоперации в других странах исключен.
Снести памятники, а улицы – переименовать
Параллельно с исключением всякого присутствия и влияния россиян на процессы в Латвии парламентарии решили также покончить с советскими символами, которые, по мнению сеймовского большинства, тоже как-то эмоционально и исторически связаны с РФ. Напомним: Сейм в двух чтениях принял специальный закон, который уже не просто дает право, а обязывает самоуправления избавиться от всех советских монументов и памятных знаков – в соответствии со списком, который составит скоро Кабинет министров.
Чтобы «русского духа» не было вовсе, можно предположить, что скоро самоуправления, включая рижское, покончат и с названиями улиц, которые хоть как-то ассоциируются с Россией и тем более – с СССР. Центр госязыка уже одобрил переименование в Риге улиц, названных именем Пушкина, Тургенева, Сахарова, Эйзенштейна… «Пушкина-то и Тургенева за что?» – спросите вы. Ну, если углубиться в их творчество, то и там можно обнаружить «признаки имперского мышления». Да и сами фамилии уж больно неправильные…
Разрешите вырвать ваш язык!
Когда с улицами и памятниками будет все окончательно решено, то останется – правильно! – разобраться до конца с главным «оружием Кремля» – русским языком. Его будут выдирать жестко и повсеместно. До конца сентября будут приняты поправки, которые окончательно ликвидируют дошкольное и основное образование на языках нацменьшинств. Эти языки переведут в категорию «образования по интересам». Причем эти же жесткие правила будут действовать и в отношении частных учебных заведений! Запретили бы эти языки вообще, но пока международные конвенции и евростандарты не позволяют!
Нет сомнений, что еще в сентябре, то есть до окончания полномочий этого Сейма, успеют принять и поправки, которые запретят партиям, получающим дотации из госказны, на эти дотации осуществлять любую предвыборную агитацию не на латышском языке. Как известно, представители нацобъединения изначально хотели вообще запретить агитацию не на латышском, включая и общение кандидатов в депутаты со своими потенциальными избирателями. Но пока не удалось. Ключевое слово здесь – «пока»!
Продолжение следует в новом Сейме! Ведь даже самые наивные представители нелатышского населения начинают понимать, что правящие политики имели в виду под призывами к «сплочению общества» и «созданию политической нации». Они имели в виду по существу процесс ассимиляции и «закручивания гаек». Или все введенные запреты и ограничения следует воспринимать как укрепление демократии и прав нацменьшинств?