Действующие депутаты в этой предвыборной борьбе имеют неоспоримое преимущество – у них есть мощная бесплатная площадка под названием «сеймовская трибуна». И в ходе весенней сессии они старались ее использовать по полной программе! Использовать, зачастую не выбирая выражений и не думая о последствиях для страны и общества.
Впрочем, здесь уже не до сантиментов и государственных интересов – нужно любыми путями попасть в следующий Сейм! Конкуренция огромная, при этом многие депутаты настолько долго сидят в парламенте, что даже и не знают, «если жизнь вне парламента»!
Но и те, кто заседают только один созыв, только успели привыкнуть к размеренной и достаточно сытной жизни и уж точно не хотят «прерывать приятные мгновения».
Оккупанты и этнические пропорции
Так или иначе, но если бы был топ самых гневных, умопомрачительных речей, то первые две строчки в нем заняли «фигуранты» комиссии Сейма по мандатам и этике, которые, впрочем, отделались лишь замечанием.
Янис Иесалниекс, депутат от TB–Visu Latvijai, с трибуны Сейма рассказал о своей детской психотравме: «Я примерно в пятилетнем возрасте выучил, что в Латвии есть два общества: есть наши, латыши, и есть оккупанты. И уже между детьми этих двух групп была вражда. И эта вражда не закончилась, поскольку оккупанты еще до сих пор не убрались...»
Дальше – больше. Реагируя на реплику Алдиса Гобземса по поводу речи вражды, Иесалниекс отметил, что Гобземс жил в чисто латышском городе Кулдиге. «Я мечтаю, чтобы и в Риге, и Даугавпилсе было 95% латышских детей», – заявил депутат, не уточнив, впрочем, как он собирается добиться именно такой этнической пропорции.
Каспарс Гиргенс, независимый депутат, решил «усилить» уровень ненависти в парламенте, поставив под сомнение лояльность других депутатов: «Мне очень неприятно, отвратно и противно смотреть на то, что на эту трибуну поднимаются люди, которые не лояльны к нашей стране и которые при малейшей возможности будут готовы, как я думаю, перерезать нам горло, если придут такие моменты, как сегодня на Украине.
Я до сих пор не понимаю, как через 30 лет такие люди и такая партия по-прежнему может быть здесь в Сейме и выступать против Латвии, но это происходит…»
Когда мерещатся «расстрельные» списки
Карлис Шадурскис, представитель условно центристской партии – «Новое Единство», выступил с, мягко говоря, не очень толерантными речами. Примечательно, что во время первой языковой реформы школ нацменьшинств, два десятилетия назад, Шадурскис, будучи министром образования, обещал: предлагаемая им реформа – это лучше, чем полный перевод всех школ только на госязык обучения. И, мол, эта реформа как раз позволит избежать реализации плана националов по тотальному облатышиванию школ. Сегодня же, понятное дело, депутат поет другую песню.
«Мы видим целевую аудиторию политики интеграции – молодых людей, ежегодно празднующих 9 мая у памятника. Они успешно интегрировались… против Латвии», – заявил К. Шадурскис. В своем длительном выступлении депутат задался вопросом: «А сколько еще в Латвии представителей российской пятой колонны, которые снабдят российских оккупантов списками высылаемых или подлежащих расстрелу латышей? Дай Бог, что мы это никогда не узнаем…
…Предстоит принять множество изменений в нормативных актах, переводя языки нацменьшинств в категорию образования по интересам».
Янис Домбрава, видный деятель TB–Visu Latvijai, призывал с трибуны на борьбу с нелояльными теперь уже в бывших русских школах: «Это нужно было сделать еще в 91-м году… И чем быстрее мы убьем советского человека в головах людей, тем будет лучше для нас всех. Нам еще предстоит освободить систему образования от промосковских элементов, которые пытаются превратить детей в лояльных не Латвии, а России».
«Язык империалистических орков»
Александр Кирштейнс, партия TB –Visu Latvijai. Было бы невероятно, если бы во время обсуждения в Сейме «языковых вопросов» в стороне от дебатов остался партайгеноссе Домбравы. И во время обсуждения очередной языковой реформы в школах нацменьшинств этот депутат вспомнил всю историю, как он утверждал, русификации, начиная с конца XIX века!
«После русификации 1891 года в течение нескольких месяцев были сменены все учителя латышского языка – на говорящих на русском, уровень образования в Латвии был отброшен примерно на 20–30 лет назад… – поделился своими познаниями в истории Кирштейнс, после чего обратился к дню сегодняшнему: – Я не хочу быть столь категоричным, как публицист Вилис Витолс, который говорит, что русский язык следовало бы запретить на 30 лет и наложить огромные штрафы (за его использование. – Прим.ред.), но, извините, учить здесь этот язык империалистических орков в то время, когда они продолжают агрессию, – это просто наглость».
А. Кирштейнс в порыве откровенности раскрыл и одну из истинных причин очередной языковой реформы: «Язык определяет образ мышления, и вовсе это не столь невинное сосуществование двух или трех языков. И 30 лет после независимости прекрасно показали, насколько удачно при помощи российских денег в Латвии было построено параллельное государство – со своим языком, со своей системой образования, со своими банками, со своими предприятиями». Вероятно, одна из целей реформы – изменить образ мышления!
То ли еще будет!
Конечно, это лишь самые яркие цитаты из выступлений депутатов во время обсуждения «чувствительных» вопросов языка и истории. При этом очевидно, что это была всего лишь разминка перед боем – можно только представить, что будут слуги народа нести с трибуны Сейма в сентябре, то есть в последние недели и дни перед выборами!
Единственным успокоением может служить осознание того, что… не все эти горе-ораторы, разжигающие ненависть и раскалывающие общество, все-таки попадут в следующий Сейм.