Как уже сообщалось, сегодня Кабинет Министров утвердил список из 69 советских объектов, подлежащих обязательному сносу. В их числе и памятники, памятные знаки и обелиски в честь советских латышских партизан и в честь боев по освобождению Латвии от нацистских оккупантов.
С «неправильными» памятниками, согласно закону, должно быть покончено не позднее 15-го ноября этого года. Но у борцов с прошлым еще много работы! Очень много! На очереди — улицы с «неправильными» названиями. А именно — те улицы, которые названы именами известных исторических личностей с «предательской» биографией, а также именами носителей русской культуры.
Что касается советских коллаборационистов, то улиц с их именами, например, в столице уже практически не осталось. Ну разве только если не считать улицу Мстислава Келдыша, который действительно был выдающимся ученым в области аэродинамики, участвовал в создании термоядерной бомбы и в подготовке к полету в космос Ю. Гагарина. Его «вина», видимо, заключается в том, что он был человеком своего времени и дважды удостаивался звания Героя Соцтруда, был лауреатом Сталинской премии. Его связь с Ригой очевидна — он родился в этом городе. Но, как известно, уже нашлись деятели, которые считают необходимым улицу Келдыша переименовать, а «заодно» и «избавиться» от улицы Андрея Сахарова, за которого Келдыш, будучи президентом Академии наук СССР, неоднократно заступался.
Под ударом могут оказаться и улицы, названные именами известных латышских деятелей культуры, поскольку и они были людьми своего времени. В частности, в отдельных городах Латвии, включая, например, Юрмалу, Огре и Резекне, есть улица Андрея Упитса. Андрей Упитс вошел в историю латышской литературы, как один из самых плодовитых писателей — он автор более четырех десятков романов, пьес, эссэ… Но факт остается фактом: он верой и правдой служил советской власти, был одним из руководителей Верховного Совета ЛССР, возглавлял известный литературный журнал «Карогс», герой Соцтруда.
В целом ряде городов Латвии все еще есть улицы, названные в честь Леона Паэгле — другого известного писателя. Он советскую власть не застал, поскольку умер еще в 1926-м году, не дожив и до 36 лет. Но он был убежденным коммунистом, за что постоянно преследовался властями Первой республики. Видимо, коммунистическое прошлое писателя для многих является достаточным основанием, чтобы переименовать улицу, названную его именем.
Это далеко не полный список «неправильных» улиц, но нет сомнений, что еще до выборов за эти улицы «возьмутся». А что дальше? Видимо, возьмутся уже за бывших рядовых коммунистов, поскольку нерядовой состав компании и комсомола уже давно «выведет на чистую воду». Правда, в этом случае счет коллаборационистов уже пойдет на десятки, если не на сотни тысяч!