«Нашу комиссию можно было бы спокойно сократить», - так еще в Сейме прошлого созыва (2014-2018 годы) про свою комиссии по запросам говорил ее председатель.
Да, это совершенно «уникальная» парламентская комиссия, вся деятельность которой заключается в том, чтобы… отклонять запросы оппозиции! Это не шутка: считается, что если комиссия поддерживает запрос-претензию от оппозиционных парламентариев в отношении какого-то министра или премьера, то это уже первый шаг к правительственному кризису. А если на основании такого решения комиссии еще и на пленарном заседании поддерживается запрос, то отставка министра или всего правительства становится неизбежной.
Исходя из этого, правящая коалиция, имея перевес в данной комиссии. НИКОГДА не поддерживает запросы оппозиции. Даже если они стопроцентно обоснованные. За последние два десятилетия еще не было ни одного случая, чтобы комиссия нарушила неписанное правило и проголосовало бы за запрос оппозиционных слуг народа.
Возникает вопрос: зачем такая комиссия вообще в парламенте нужна? Ну разве только, как средство для «выпускания пара». В предвыборный же период и эта комиссия может «сгодится» для привлечения внимания избирателей.
Кстати, о предвыборном периоде. Вчера, несмотря на летние отпуска, состоялось заседание все той же «уникальной» комиссии. Поводом послужил запрос оппозиции по поводу решения правительства позволить вырубать молодые и тонкие деревья, дабы уменьшить дефицит столь необходимой в нынешних условиях щепы. И одновременно затормозить рост цен на щепу.
Созвав заседание, насколько можно понять, руководитель комиссии не удостоверился, что на заседании — хотя бы виртуально! - сможет присутствовать или премьер, или ответственный за новые правила правительства по вырубке леса министр земледелия Каспарс Герхардс.
В процессе заседания оказалось, что до комиссии смог добраться лишь глава бюро министра земледелия, который извинился и сообщил, что его босс находится за пределами страны.
«Это просто какое-то неуважение к Сейму!» - сокрушались оппозиционные депутаты. Ну что тут можно сказать? Представители правительства и прежде не особо жаловали парламент, а уж оппозицию в этом парламенте — и подавно! Теперь же, когда Сейму этого созыва осталось работать пару месяцев, в правительстве, кажется, и вовсе решили игнорировать «капризы депутатов». Особенно оппозиционных. Парламентарии уже превратились «в хромых уток».
В общем, депутаты так никого из правительства и не дождались. Более того, кворума для голосования по запросу оппозиции тоже не оказалось! Депутатов участвовало меньше, чем необходимо для принятия решения. И в итоге заседание по запросу о вырубке леса перенесли… на сентябрь!
Не исключено, что новый Сейм, который приступит к работе в ноябре, внесет коррекцию в Закон о работе парламента, вычеркнув из закона совершенно ненужную комиссию. Запросы оппозиции можно сразу же рассматривать на пленарном заседании — все равно результат известен заранее!
Если вообще подводит итоги работы парламента нынешнего созыва, то стоит признать, что 13-ый Сейм продолжил традицию предыдущих созывов, когда минимум 90 процентов предложений оппозиции прямиком отправлялось в мусорное ведро или, в лучшем случае, ложилось на пыльную полку парламентских комиссий.