«Улыбки на ваших лицах совершенно неуместны, поскольку зимой мы должны готовиться к самому плохому», - так говорил парламентариям тогдашний премьер Иварс Годманис, предупреждая об экономическом кризисе.
Да, это было ровно 30 лет назад! И вот спустя три десятилетия нынешние руководители страны произносят очень похожие тексты. Действия тоже напоминают события далеких 90-ых годов. Старшее поколение наверняка помнит и выражение «буржуйки Годманиса», и погрузившиеся в темноту улицы городов, в том числе и Риги, и экономию тепла и света…
Увы, реальность такова, что сегодня министерства уже разрабатывают самые черные сценарии, связанные с необходимостью экономить свет, тепло, воду, горючее… Причины в общем-то тоже схожие с теми, что были три десятилетия назад — геополитические. Только если тогда газ и нефть какое-то время не поступали в Латвию из России по причине развала единой страны и возникшего хаоса, то теперь газ и другие виды энергоресурсов не поступают из России по сугубо политическим соображениям.
Но результат один — мы тоже оказались на пороге энергетического кризиса. Справедливости ради нужно признать, что все-таки уровень жизни и доходов латвийцев в 2022-м году несоизмеримо выше, чем был в 1992-м году и есть все-таки альтернативные источники энергии. Кроме того, Латвия вправе рассчитывать и на финансовую помощь в рамках Евросоюза.
Так или иначе, но и эта зима, как зима тридцатилетней давности, будет в Латвии очень тяжелой — с точки зрения стоимости газа, отопления, электричества и инфляции, которая чем-то напоминает 90-е годы. Во всяком случае, последний раз столь высокая инфляция была именно в середине 90-ых, тогда же был зафиксирован и почти такой же большой дефицит бюджета, который закладывается и в бюджет-2023.