Хотя поправки явно вносились именно с расчетом Петра Авена, который с февраля находится в санкционных списках Евросоюза в связи с вторжением России на Украину, он по-прежнему является гражданином Латвии.
Органы госбезопасности, информация которых может быть основанием для лишения гражданства, не раскрывают, начали ли они какое-либо расследование.
По их рекомендации двое лиц, связанных с Авеном, внесены в черный список, сообщает программа «De facto».
Между тем, сам Авен борется с Евросоюзом за отмену санкций и не комментирует свое гражданство.
В мае министр юстиции Янис Борданс обратился к новоназначенному тогда министру внутренних дел Кристапсу Эклонсу с призывом не затягивать с лишением Авена гражданства. Ответ МВД в основном цитирует различные нормативные акты и указывает, что решение должно основываться на информации, предоставленной органами государственной безопасности.
Тот факт, что Авен по-прежнему является гражданином, не удовлетворяет Борданса: «Со стороны спецслужб либо молчание, либо признаки того, что они не видят возможности или необходимости. Ответа от PMLP также нет. На данный момент я по-прежнему считаю, что вопрос о лицах, представляющих потенциальную угрозу безопасности страны, нуждается в решении. Возможно, вы слышали мое отношение к тому, насколько эффективно иногда работают органы безопасности. (..) Я считаю, что они работают, но мы расходимся во мнениях по некоторым вопросам. Я думаю, что и в этом случае по поводу господина Авена мы явно не согласны.»
Служба государственной безопасности (СГБ) заявила журналистам, что воздержится от комментариев по поводу проверок, проводимых в службе, но подтвердила, что пока не предоставила PMLP информацию о двойных гражданах, у которых были бы основания для лишения латвийского гражданства.
Чтобы предотвратить возможную угрозу со стороны нелояльных государству лиц, СГБ до сих пор использовала другие инструменты, например, возбудила 25 и переняла у полиции еще четыре уголовных дела против лиц, действия которых противоречат интересам Латвийского государства, национальной безопасности и на этом основании также предотвратил въезд 94 человек через восточную границу.