Глава правительства даже скептически относился к предоставлению частным инвесторам неких госгарантий на закупку определенного объема газа именно у Скултского терминала.
Прямо в преддверии выборов сперва правительство, а потом и сейм в срочном порядке принял специальный закон о предоставлении проекту терминала в Скулте статуса объекта национального значения. Это уже означает режим наибольшего благоприятствования — проект может быть реализован в обход многочисленных экспертиз и прочих бюрократических процедур.
Однако после выборов позиция премьера и "Нового Единства" резко поменялась. Кариньш в интервью ТВ24 заявил, что если инвесторы приходят к правительству и просят госгарантии на огромную сумму, то тогда, возможно, государству было бы выгоднее уже самому построить терминал.
"У нас есть хранилище, то есть склад, — и терминал в Скулте был бы в этом случае воротами, через которые мы и получаем газ для хранилища", — образно пояснил ситуацию премьер, объясняя необходимость строительства в Латвии собственного терминала. Как сказал Кариньш, вопрос о том, как дальше развивать скултский проект, будет одним из приоритетных вопросов для обсуждения новым правительством.
Терминал станет государственным?
В среду в прямом эфире Латвийского радио новоиспеченный депутат "НЕ" Инга Берзиня еще раз заявила, что поскольку речь идет о таком важном вопросе, как энергетическая безопасность, то позиция премьерской партии однозначна: Латвии нужен свой терминал! И если потребуется, то он будет строиться за госсчет, то есть станет государственным объектом.
Мягко говоря, скептически к такому сценарию относятся потенциальные партнеры "Нового Единства" — Объединенный список. Они хотят сперва выяснить, во–первых, готовы ли все–таки сами частные инвесторы на свои или кредитные средства строить терминал и на каких условиях, а во–вторых — если вдруг объект перенимает государство, то сколько будет стоить строительство терминала.
То пусто, то густо
Отметим, что недавно "Латвэнерго" заключило очень выгодный для Латвии договор с Клайпедским оператором терминала сжиженного газа, что позволит нашей стране ежегодно получать в Литве газ объемом 6 терроват–часов. Этого может оказаться достаточным, чтобы покрыть все ежегодные потребности страны в природном газе. Возникает вопрос: а нужен ли нам тогда еще один терминал? Особенно учитывая, что новый терминал уже до конца этого года появится и в Финляндии, которая теперь развивает данный проект вместо эстонского Палдиски.
Судя по всему, в переговорах по созданию коалиции вопрос терминала в Скулте будет одним из самых тяжелых. Уже ясно, что споры в будущей коалиции возникнут и о нюансах коррекции административно–территориальной реформы и о реализации реформы портов.
Налог по месту работы?
Наверняка дискуссии ожидаются и по предложению "Нового Единства" о перераспределении подоходного налога с населения. До сих пор была простая формула: львиная доля подоходного налога, который платят работающий латвиец и его работодатель, оправляется в бюджет того самоуправления, в котором этот работающий латвиец задекларирован. Малая же часть от этого налога поступает в госказну.
"Новое Единство" считает, что пора разделить ту часть, которая идет по месту жительства работающего, на две половинки — одну направить, как и сейчас, по месту жительства, а другую — по месту работы. Этот вариант, например, очень бы устроил Рижскую думу, ведь в столице работают очень много жителей из Рижского региона (Саласпилс, Марупе, Бабите) и близлежащих городов (Елгава, Олайне). Тогда бы часть налога от иногородних, работающих в столице, поступала бы в бюджет Риги.